Бойцовский клуб

C: . M: . Теги:

  • Тип: фильм.
  • Жанр: (лучше скопирую с википедии) триллер; драма; криминал.
  • Место в личном списке: №2 среди всех фильмов.
  • За что люблю: течение истории; стиль, атмосфера; игра актёров; некоторые мысли.
  • За что не люблю: на тебя будут смотреть как на ненормального, если назовёшь его одним из своих самых любимых фильмов, или если посоветуешь посмотреть.
  • Цитата: You can swallow a pint of blood before you get sick. It was right in everyone’s face, Tyler and I just made it visible. It was on the tip of everyone’s tongue, Tyler and I just gave it a name.

Чтобы ко мне потом никаких вопросов не было: у фильма возрастной рейтинг R. В наличии зрелищная жестокость, половые акты, аморальное поведение, кровь/блевотина, в достатке циничного чёрного юмора, и так, по мелочи. Этот фильм дважды пошлый и четырежды грязный. И самое главное: я не кинокритик, я тут просто своим мнением хочу поделиться.

«Бойцовский клуб» я посмотрел вроде как в старших классах школы, после того, как научился пользоваться торрентами. И был он моим самым любимым фильмом аж до последних лет универа, когда я в своём начавшемся крестовом походе на аниме добрался до «Твоего Имени».

За что я больше всего люблю этот фильм? Хм, сложно описать это словами, самое близкое будет что-то наподобие «мне нравится смотреть, как разворачивается история». Я знаю одного человека, который любит и регулярно перечитывает «Мастера и Маргариту». Причём совершенно необязательно, чтобы нравился сам сюжет. Если вы любите какой-то конкретный момент, вы можете пересмотреть-перечитать только его. Тут скорее…приятно наблюдать, как произведение идёт. Как оно начинается, разворачивается, достигает своего апогея и заканчивается. Как оно нарастает и затухает, ускоряется и замедляется, как события следуют одно за другим. Выдранные конкретные моменты не принесут этого удовольствия. Может даже быть такое, что ни одна отдельно взятая часть ничего особенного из себя не представляет. У некоторых произведений есть неуловимое обаяние именно в их структуре, целостности, и оно чувствуется, только когда ты читаешь от и до. Вот это вот «протекание» истории, и твоё «прохождение» её, вместе с ней, от начала и до конца, и приносят наслаждение от просмотра. Мне всё рассказывают про один музыкальный альбом, что его нужно слушать от первой песни и до последней, строго в таком порядке, в котором они идут, ни одну не пропуская. Причём, я от разных людей это слышал.

С книгами, фильмами, песнями подача (не в плане сюжета, а в плане потока информации; последовательность слов/кадров/нот, если хотите) линейна, а у последних двух ещё и продолжительность фиксирована. А вот игр таких я не встречал. У них всё-таки своя специфика: тут тебе и нелинейность, и секретики/достижения, и своё понятие «ста процентов», когда надо собрать все предметы или пройти все дополнительные задания. Во многих «играх» геймплей принесен в жертву ради сюжета, и даже если они хороши, язык не поворачивается назвать их играми, и прочая, прочая, прочая. Может, игры проще раскладываются на составляющие? Не знаю. Возможно, есть и игры, где магия течения истории работает аналогичным образом, но я такую ещё не встречал. Даже в моём любимом Thomas Was Alone сюжет — это просто сюжет. В Бойцовском Клубе же сюжет — это наркотик.

Нет, я ни с кем не дрался после просмотра фильма. Я последний раз дрался в начальной школе. Так, по-детски. У меня была прекрасная возможность подраться в восьмом классе. Но мы тогда всё как-то спустили на тормозах. Говорят, после того, как хоть раз как следует получаешь по лицу, становишься немного другим человеком. Довольно интересно, но как-то совсем не хочется проверять. Кроме того, я последние несколько лет вообще спортом не занимался… Нет, я всё-таки просто зритель.

Дальше спойлеры.

Мне нравится смотреть, как старый заброшенный дом, в котором вот-вот догорят последние лампочки и провалится крыша, с течением фильма обживается, чинится и постепенно превращается в штаб, даже нет, в настоящую крепость. Как маленькая группа людей, дерущихся на парковке бара, растёт, приобретает навыки, о которых никто из участников даже помыслить не мог, и в итоге превращается в организованную сеть, охватывает всю страну и планирует чуть ли не военную операцию мирового масштаба. Да, их основная идея, их цели, методы — всё это идет совсем не туда, куда мы все хотим попасть. Да, оно мне не нравится, и я бы никогда в жизни в таком бы не поучаствовал. Нет, не потому что я дохлый, слабый и безвольный, правда! Просто оно мне претит.

Но как же красиво оно растёт! Ты видишь, что у Тайлера есть план. Он знает. И ты чувствуешь, что ты не знаешь. А вот он знает, и он расскажет всем на следующем этапе. И Тайлер знает, что хотят люди, и даёт им то, ради чего они готовы умереть. И ты видишь, как он набирает армию, которая слушается его беспрекословно. И это красиво. И тебе тоже интересно узнать, что там будет у Тайлера дальше. И если ты не хочешь идти за Тайлером, а хочешь достичь какой-то своей цели, то тебе тоже хотелось бы знать. И иметь, и уметь так же реализовывать план, этап за этапом.

Вообще так-то конечно прекрасный пример культа личности, тоталитарного режима, обработки новобранцев. Но очень завораживает. Как будто смотришь на огонь. Немножко завидую, потому что сам тоже уже давно хочу собрать себе свою армию. Чтобы были все такие же, как я: бегали по интернету и везде наперебой, без спроса, рассказывали всем, что им нравится, и что не нравится.

Я обожаю этот чёрный, циничный юмор: мы будем выкручивать пробки из щитка, стоя по колено в воде; перелезать через колючую проволоку с помощью ковра и воровать человеческий жир, откачанный в ходе липосакции; играть в гольф старыми лампочками; писать дурацкие хайку; пытаться затеять драку на улице с незнакомцем и выбить дверь скамейкой. Игра актёров потрясающа, порой становится смешно от одного их взгляда или улыбки. Многие шутки аморальны, у кого-то будут вызывать смех, у кого-то наоборот, отвращение. Мне и самому некоторые не нравятся, да. Но суммарно это оглушительная победа чёрного юмора.

Фильм ещё больше раскрывается после первого просмотра, когда знаешь главный сюжетный поворот, главную особенность. В начале фильма несколько раз на один кадр «мигает» Тайлер. Главный герой жалуется врачу, что от бессонницы выпадает из реальности, а потом обнаруживает себя в совершенно незнакомых местах. Звонит телефон-автомат, на котором написано «входящие звонки не принимаются», правда надпись размыта, потому что фокус на трубке. Тайлер появляется в рекламе с другими официантами. Главный герой вспоминает драку с Тайлером, когда начинает самоизбиение в кабинете начальника. Как они оба удивляются, ведь каждый из них думал, что новый бойцовский клуб открыл другой. Главный герой слышит шум во время разговора с Марлой. Возвращается домой один на автобусе поздней ночью, и на выходе водитель кивает ему головой. Погоня за Тайлером по городам Америки так вообще играет новыми красками — гениальный план Тайлера проверить надёжность конспирации.

Во время пересмотра ты в каждой сцене, где есть оба главных героя, пытаешься угадать, у кого из них в данный момент «управление». Когда они оба садятся в машину через водительское кресло, и после аварии находятся на местах друг друга; когда один из них качает пресс и на него чуть не падает кусок штукатурки с потолка; когда они воруют жир и варят мыло, и потом продают его в бутике. От первого удара Лу по Тайлеру главный герой дёргается, как будто тоже получил удар под дых, и чуть позже Тайлер показывает ему остановиться, отдельно от всех остальных. Ну, здесь довольно очевидно, у кого управление.

И конечно, куча других мелких деталей. Когда главный герой покидает офис начальника с компьютером в тележке, он кивает проходящему мимо Рики. И как он останавливает Боба, когда тот уходит с порога дома. Во время драки с блондином среди зрителей стоит Ирвин с рукой в гипсе. А на двери в комнате Тайлера висит целая куча водительских удостоверений. А чего стоит маленькая сюжетная линия пастора-коротышки, от драки на заправке до первого боя в клубе. Второстепенные актёры тоже замечательно отыграли.

Да, я читал потом книгу. Один из тех редких случаев, когда «фильм лучше». Нет-нет, не потому, что я его посмотрел первым, что вы! В книге есть другие события, другие интересные факты и размышления, другие шутки. В книге наши два главных героя (!) убивают маму Марлы, что мне совсем уже не нравится. А ещё в книге конец лучше подходит для книги. В фильме конец больше подходит для фильма. Они плохо сравнимы, но я бы сказал, что оба хороши. А ещё мне кажется, что в книге не работает эта магия подачи сюжета. И поэтому в итоге моей любовью фильм с книгой не поделился.

Аналогично фильму «Человек дождя» и похожим произведениям, не то чтобы я хотел быть больным, просто размышлял на тему «интересно, вот бы и у меня была такая болезнь». И становится как-то даже немножко грустно от того, что я совершенно здоров. «Даже поговорить не с кем». Да-да, я знаю, что на самом деле в таких болезнях ничего интересного нет, они протекают скучно и обыденно, и IRL больные не делают ничего и близко похожего. Но затем и нужна магия кино, чтобы немного помечтать.

Кстати, забавный факт: в сцене, где начальник нашёл лист в копировальной машине, и наш герой рассказывает, что написавший это человек очень опасен, на заднем фоне играет та же музыка, что и в первом Starcraft на брифинге зергов. Видимо, купили одну и ту же «библиотеку для коммерческого использования».

Я редко, но регулярно пересматриваю этот фильм. Я его смотрел минимум раз в год до последнего времени, а в последнее время я вообще мало что пересматриваю. Наверное из-за возраста: после 20 ты начинаешь стареть, а после 25 вообще избегаешь чего-то нового, из старого играешь/смотришь что-то, что не требует мозга и смотрится-играется на автомате. Но вот, я сел писать о нём статью. Прекрасный повод пересмотреть, благо ещё и мозг сейчас включил, статью же, как-никак, пишу.

Да, он всё так же хорош. Мне нравятся многие идеи, которыми делятся герои фильма. В основном они конечно посвящены критике консьюмеризма: рабства вещей, зависимости от моды, от рекламы, на момент выхода фильма пока ещё телевизионной. Сейчас, с приходом интернета и смартфонов, на смену эпохе потребления пришла эпоха цифровизации. Узнать, как сделать динамит из подручных средств, просто, как никогда. На этот огрызок информации можно даже натолкнуться, просто мотая фид, но и забудется он секунд через 15. На смену рабству вещей пришло рабство информации. Бессонницу и депрессию потеснили СДВиГ и диссоциативное расстройство, а чувство одиночества и ненужности, как ни парадоксально, стали ещё более повсеместными. Хотя казалось бы, интернет, социальные сети… Я так надеялся, что после эпохи потребления настанет эпоха насыщения. Нет, теперь с этим кликаньем, скроллингом и свайпингом следующее поколение превращается в крыс Олдса и Милнера. Мне, попавшему на стык двух эпох, идеи фильма понятны и даже нравятся, а следующее поколение скорее всего решит, что фильм уже немножко неактуален и у них классического потребительства сильно меньше. Сделать бы ещё что-нибудь с информационным потребительством…