Музыка из Touhou Project, часть 1, вводная

C: . M: . Теги:

  • Тип: музыка.
  • Жанр: touhou (да, эта музыка породила свой жанр); vgm; chiptune — FM-синтез (первые игры).
  • Место в личном списке: №1 по количеству любимой музыки в одной серии; первые несколько мест в списке самых любимых chiptune-произведений.
  • За что люблю: мотивы; количество; атмосфера; пронзительность (легендарные трубы ZUN’а).
  • За что не люблю: стиль музыки в последних играх.
  • Цитата: (из интервью ZUN’a) <…>The ultimate reason why I created Touhou is because I wanted to make game music at first. I was more interested in making music for games rather than the games themselves. So I made all this music, and I thought great, I’ll find someone’s game and put it in. But I didn’t know anybody who was actually making games. So the next thing I thought was, right, I better make a game for this music to be used in.

То:хо:… Эта вселенная огромная, и по ней есть отдельная статья (пока что статьи нет, но она точно будет, и здесь будет ссылка). Там я рассказываю, что и знакомство со вселенной началось с музыки, и бóльшая половина любви к ней — любовь к музыке. Как бы взяться за такую огромную тему?

Если делить, то пусть будет так: основная часть это «классическая» музыка — игры на Windows за авторством ZUN’а, начиная с шестой, и сюда же обычно причисляют музыкальную коллекцию ZUN’а; потом FM-синтезированная музыка — в основном это первые 5 игр на PC-98, переиздания музыки из них в составе Akyuu’s Untoched Score, плюс несколько треков; и музыка из файтингов — композиторами являются участники команды Tasogare Frontier, в соавторстве с которыми файтинги и были сделаны, половина треков — аранжировки «классической» музыки ZUN’а из основных игр, остальное — самобытные треки.

Хорошо, с этим разобрались. Дальше…дальше мне надо дать одну мелодию, самую-самую, которая бы сразу дала представление о всей то:хо:музыке. Хм, сложно. Как вообще выбрать из такой массы? Дать самую любимую — Peaceful Romancer из 5-ой игры, в версии из AUS vol. 2? Ну, это всё-таки FM-синтез, и кроме того, я её поставил на главную страницу сайта, где она будет как минимум до тех пор, пока я не найду ту мелодию. Вторая самая любимая, длинная версия «восточного неба алых мыслей» из 10.5? Ну, это музыка из файтинга, и кроме того, она целиком за авторством Tasofro, ZUN здесь вообще ни при чём. Надо выбрать что-то из классики, наверное? Сложно.

Сложно даже среди них выбрать самую любимую. Какую я чаще остальных слушаю? Old World из 8-ой? Она меланхоличная, и скорее под настроение, в общем специфичная. О, а как насчёт аранжировки Chinese Tea из музыкальной коллекции? Она была знаковой для меня в самом начале знакомства с то:хо:, помню как поиск музыки в VK подсунул мне именно её по запросу touhou, и она разожгла во мне интерес к поиску остальной музыки. Хотя она тоже своеобразная, да и оригинальная версия в игре отличается такой кривостью звучания, что даже я, самопровозглашённый любитель писка и ультразвука, от прослушивания морщусь и хочу убежать. Может быть просто поставить «Любимый богами Генсокё» из 10-ой? Идеальный трек, чтобы встречать новичков и показывать им всю красоту этой вселенной. Нет, нет, хоть эта атмосфера и нравится даже мне, я не люблю в ней главный мотив. А, или, может, Innocent Treasures? Музыкальная тема ZUN’а как персонажа, написанная им для самого себя. Нет, она уж больно репетативная, и всё-таки совершенно неигровая. Опять же, специфичная. Они что, все специфичные? Ладно, пусть тогда будет классика классики:

Начало цикла резкое, громкое и бессодержательное, я знаю. Надо просто дождаться припева. Эта тема и по сей день остаётся одной из самых популярных во всей серии и держит 1-2 место в ежегодных опросах среди фанатов. По ней же существует и наибольшее количество ремиксов, в том числе и тот, от COOL&CREATE, который называется «чтототам S», и который является в каком-то смысле знаковым. Многие западные фанаты, особенно в прошлом, попали в то:хо: через McRoll: крайне дурные MAD’ы (хотя, если так подумать, все MAD’ы крайне дурные, так что я тут, считай, пишу «масло масляное») на основе японской рекламы МакДональдса с наложенным поверх именно этим ремиксом. Я же лично в своё время наткнулся на видео Marasy8, где он играл (!) аранжировку ремикса для пианино, причём видео было озаглавлено как «Death Waltz by John Stump». Эта ошибка до сих пор жива на ютубе, вот например, эта копия того видео загружена даже после моего знакомства со вселенной. Я просто рад, что в своё время приложил больше усилий по поиску первоисточника: почитал комментарии под видео и вышел на то:хо:.

Если же брать этот оригинал, то он очень хорошо показывает «жанр touhou»: музыка, идущая на фоне битвы с боссом в маниакальном вертикальном шутере с десятками пуль на экране, в быстром темпе, поддерживаемом ударными, с яркой и запоминающейся главной мелодией, играемой «трубой ZUN’а»: трубой на неестественно высокой частоте, отчего получается пронзительный, врезающийся в память звук. Забавный факт: один из вариантов перевода high-pitched на русский — пронзительный. ZUN говорил, что он любит дешёвый высокий звук труб. И я тоже люблю. Если брать вообще, то я чаще всего делю музыку на «нравится/не нравится» по главному мотиву, и в то:хо: большая часть композиций имеет ярко выраженный мотив, и так как их самих очень много, мне было из чего выбирать. Вот за это я и люблю и ZUN’а как композитора, и само то:хо:.

Как я говорил в основной статье, я не пытался и не собираюсь играть ни в одну из игр, и поэтому, по мнению некоторых, не могу даже в теории проникнуться этими композициями, тем, как они должны звучать, или что должны обозначать, или доносить, и с чем ассоциироваться. Как говорят фанаты, у каждого своё то:хо:. Я сначала бессистемно слушал треки в VK и на ютубе, а потом скачал пак из двух раздач OST на рутрекере за авторством HiroariTillwhen, и просто слушал их все подряд, игру за игрой. В том паке есть ВСЁ. Кому надо: 5222216 и 5173202. Бюджетный вариант: выискивать плейлисты на ютубе, сверяясь по частям игр и по композициям на то:хо:вики. Ну или, опять же, брать игры и прорубаться через пулевые завесы, загоняя треки финальных уровней глубоко в подсознание.

С моей стороны, я думаю, я просто точно так же пройду и опишу все треки, игру за игрой. Какие нравятся, и почему, какие не нравятся, какие не дотянули чуть-чуть до того, чтобы попасть на мой плеер, в каких какая атмосфера, какие я пообрезал и как. Видимо, это будет цикл статей, с частями. А эта статья, значит — вводная часть. Что ж, на этом, пожалуй и закончу сегодня. До встречи в следующей части.