Super Meat Boy -> про музыку

C: . M: . Теги:

Диагноз: впечатляющая атмосфера и отсутствие мелодии.

Так, значит: музыку к SMB написал Дэнни Барановски. Он классный чел, нафф сказал. Конечно, очевидно, его треки вложились в атмосферу, создаваемую игрой. Однако я, спустя какое-то время после удаления SMB, снова захотел послушать часть треков, и удивился. Потому что ни в одном треке нет мелодии, про которую я бы мог сказать, что она мне нравится. Атмосфера игры взаимно пропитала эти композиции, привязав их к мирам игры. Это был первый раз, когда я качал себе музыку на плеер не потому, что она мне нравится, а из-за атмосферы. Но класть папку с этой музыкой к другой музыке из игр ощущалось как-то неправильно, потому что та музыка-то мне нравится по-настоящему, на уровне мелодий. Так у меня на плеере давным-давно появилась папка Abyss, для любой сомнительной, дурной, проблемной (?), нетипичной для меня музыки, или музыки, за которую мне стыдно, и чаще всего это всё музыка, которую я однозначно не давал бы послушать другим. Однако не могу удержаться, чтобы не пробежаться по всем песням:

  • Хоть я её не сохранял на плеер, чтобы слушать, тема главного меню — знаковая. Когда заканчивается вступительный ролик, врубается это самое главное меню и голос ведущего объявляет «SUPER MEAT BOY!». Какая же она badass. Сейчас, оглядываясь назад, то, что она находится в такой негодной игре, как-то, я не знаю, обидно пост-фактум. Она слишком хороша для SMB.
  • Betus Blues, второй мир светлый. Вот тут меня и приложило, что называется. С самой первой мелодии с 15-ой секунды. По второму миру разлита смесь мрака, отчаяния и сумасшествия. Ночь в психушке, которая вроде как уже подходит к концу и скоро начнётся рассвет. Но день не будет отличаться от ночи ничем, он будет таким же серым и тусклым. И в песне всё это есть. И тягучесть, и безысходность, и даже придурковатость, начиная где-то с 0:29. А, и ещё, на 0:46…это бас на заднем фоне? А ещё ударные в самом конце цикла, на 1:26: та, та, та, та-та-та, та-та-та-та-и цикл начинается заново. Ретро-версия хороша по-своему. Если честно, мне потребовалась пара лет и комментарии на ютубе, чтобы понять, что эта тема — отсылка к кастлвании. Сразу после этого начинаешь слышать орган…или клавесин…ну короче что там обычно играет в поместьях вампиров? И тема начинает восприниматься немного по-другому. Вступление, неожиданно тяжёлое, прямо нагруженное звуком, и предвещающее…просто предвещающее. Foreboding. После конца цикла оно звучит особенно весомо. И кусок после него кажется лёгким, свободным.
  • Can o’ Salt, третий мир светлый. Я её про себя называю «можешь осалить». Она очень механическая. Идеальна для случаев, когда я берусь за какое-то крайне неприятное дело. Помогает почувствовать себя машиной, и действовать автоматически, в такт. Этот всеми любимый момент на 0:48, когда ударные затихают секунд на 5. Как будто ты выбрался на крышу завода, и у тебя есть пара секунд, просто чтобы остановиться и бросить взгляд на открывающийся вид, перед тем, как придётся бежать дальше. И затем начинается эта мелодия. Причём, она играется таким…инструментом…я довольно долго не мог уловить даже её первую половину, когда она начинается, с этим моим игнорированием фоновых партий. Только со второй половины её замечал, где-то с 1:09. И потом самый конец цикла. Самый механический. Идеально передающий атмосферу…перезапуска. И этот падающий звук…как будто спускаешься на лифте…или на тросах…обратно, в самое начало. И бесшовное сцепление с началом цикла. Ретро-версия тоже хороша по-своему. В ней пауза без ударных воспринимается по-другому. И эта мелодия на 1:02 сразу видна. В восьмибитном стиле она занимает своё заслуженное положение — на переднем плане. И она пронзительная.
  • Fast Track to Browntown, босс третьего мира. Окей, это та мелодия, которая максимально близка к тому, чтобы я сказал, что она мне нравится. Но увы, это не то. Вообще она вызывает ассоциации с пирамидами. Видимо, потому что у неё пирамидальная мелодия. Быстрая, бодрая, весёлая, и передаёт ощущение бега наперегонки. Больше скорее спортивное дружеское состязание. Я ещё с первого босса возмущался, что в этой игре битвы с боссами это и не битвы вовсе, и они слишком похожи на обычные уровни, как по сложности, так и по задаче — просто бежать и прыгать и стараться выжить. Третья «битва с боссом» в этом плане самая, разочаровывающая что ли. Но хоть музыка хороша. Да, мне кажется, я эту песню скачал себе первой.
  • Hot Damned, четвёртый мир светлый. Окей, из всех тем ада из всех игр что я знаю, эта пожалуй максимально близка к моему представлению о том, как должен звучать ад. Мелодия на вступлении бьёт особенно сильно. Она почему-то безжалостно загублена в ретро-версии. Спрятана где-то на заднем фоне, из-за чего вступление ретро-версии больше похоже на тему тёмного мира. Поэтому это единственная тема мира, у которой ретро-версию я себе на плеер не брал. Хор на 0:42 впечатляющ. Торжественный и внушающий ужас. Как на страшном суде. И вот после этого я такой сидел и думал «да что же не так с атмосферой, почему так неуютно?». Надо было просто вслушаться. И конец цикла, вот этот вот быстрый секундный перебор, после которого снова врубается на полную катушку первая мелодия, ещё краше прежнего. Как же сильно. Как же горячо.
  • It ends, пятый мир светлый. Самая безжалостная песня, которую я знаю. Особенно если повыкидывать торжественные куски (0:17-33) и тоскливые куски (0:51-1:07). О, эти звуки бьющегося стекла, электрических разрядов и прокручивающихся дисковых телефонов, перемежающиеся пятикратными ударами барабанов! Я очень часто включаю эту песню, когда конец (sic). Потому что если конец, то это вот она. Например, летом 2023-го она у меня очень много играла. Ретро-версия этого ужаса пожалуй сильнее всего отличается от основной по ощущениям. И отбивающее такт вступление. И первая часть, со своим звуком загрузки. И основная часть на 0:17-34, с пируэтами, которые выписывает вторая мелодия. Как будто змейкой собирает все ячейки на игровом поле. Какой-то причудливый тетрис по интересным, непонятным правилам, но в итоге всё игровое поле закрашено, и ни одна клетка не была посещена дважды. Люблю когда первая и вторая мелодия красиво переговариваются и взаимодействуют между собой. Тоскливый кусок тосклив по-другому. И в самом конце цикла, с 1:16, опять этот звук, как и во вступлении. Как будто он толкает, делает паузу, тянет и в начале следующей строки сразу же снова толкает. В ретро- и в основной версии слишком разная атмосфера, и у них разная «область применения», если говорить о том, чтобы включать музыку под ситуацию или под настроение. Я не могу объяснить, как я понимаю, в каких случаях мне нужна ретро-версия, а в каких лучше основная, но разница есть, и я чувствую, когда выбранная версия не подходит в данный момент и надо выбрать другую.

Я бросил игру на 5-ом мире, поэтому с поздними песнями незнаком. Они у меня к атмосфере не привязаны. Вроде как тема 7-го мира неплоха сама по себе. Возможно, я бы мог вырезать себе кусок на 0:32-47. Ну да впрочем. По SMB у меня всё.

Крипту некротанцора я сел играть, потому что во-первых она у меня была в планах ещё со своего релиза, и во-вторых чтобы послушать больше музыки от Дэнни Б и наконец-то найти мелодии, которые мне понравятся. Но увы, там похожая фигня: классная атмосфера, посредственные мелодии, отсутствие мелодий. Ускользающие мелодии. Ускользающие мелодии, блин! Как будто ещё чуть-чуть и будет совсем хорошо! Но нет! Мелодия уходит совершенно куда-то не туда! Хоть бери и сам пиши то, что должно было быть. Отмечу For Whom the Knell Tolls, кусок на 0:15-21. Вся песня несёт ту же атмосферу дальше, и она жутко пронзительная. Но этой мелодии уже нет. И такой кусок в шесть секунд не вырежешь и не зациклишь. Я пробовал подобное ещё лет 15 назад, это бесполезно и так не работает. То же самое с темой уровня 3-2, с обеими версиями, 1:19-25. Когда выхожу из игры и сажусь слушать OST, я почему-то уверен, что та же мелодия играет и на 1:06-12, и вообще по всему треку, и более красочно, полно! Законченно! Однако фиг там! Очень фрустрирует, зараза такая!

Чтобы как-то подытожить, Дэнни Б молодец, но у него нет мелодий, которые я бы любил. А для меня мелодии это самое главное. Однако, для песен, которые мне не нравятся, я крайне часто слушаю вышеперечисленные треки из SMB, такие дела.

Обратно в главную статью.