Музыка из Touhou Project, часть 3, TH02-03 + AUS03-04
Продолжаю рассказывать о своей любимой музыке из то:хо:.
Как я уже говорил, со второй части ZUN начал использовать другой звуковой драйвер, Professional Music Driver, или просто PMD. А в Akyu’s Untouched Score он просто слегка переработал все треки. Судя по всему, для AUS он задействовал канал, использовавшийся в игре для SFX’ов. В результате, музыка в AUS звучит богаче и насыщенней. Сравните сами:
Слева музыка из игры, справа из AUS. Лично я не вижу никаких преимуществ у оригинальных треков 2-5 частей, поэтому далее по тексту я буду ориентироваться в основном на версии из AUS, и таймкоды тоже давать для AUS. Сами альбомы в своё время были добавлены на ютуб юзером с ником Mima’s disciple, за что ему огромное спасибо.
TH02
Единственная игра из эпохи PC-98, где присутствует выбор между FM и MIDI версиями саундтрека. Я здесь буду говорить про внутриигровое MIDI (записанное на SC88 и выложенное на ютуб товарищем Romantique Tp). Есть ещё MIDI-аранжировки с сайта ZUN’а для SC8850 и SC88pro, для всех пяти первых игр, про них позже, отдельно.
Да, здесь есть забавные треки. Например, Eastern wind, предшественник Maiden’s capriccio. She’s in a temper!! прикольная, простенькая такая. Мир фантазий, довольно необычный для шмапов трек, с эффектным переходом к основной части. Химороги, горящий фиолетовым — мелодия, которую я хотел обрезать где-то на 0:45, потому что у неё классная первая половина (в MIDI убито), да всё руки до сих пор не дошли… Неистовый танец фантомов, быстрый, но при этом меланхоличный и немножко ностальгичный трек (в MIDI слишком много вырезано). Легендарная страна чудес, у неё классное начало, тоже можно было бы обрезать…В неиспользованных треках есть интересные моменты…
Но в конечном счёте у меня на плеере поселились лишь две мелодии.
End of daylight
В комментариях ZUN говорит, что написал тему для рассвета, но так как в игре не было рассвета, он её поставил на ночной уровень и назвал соответствующе. Но что это именно тема рассвета, становится очевидно сразу. Медленное начало, пение птиц. Такое тихое, прохладное, безоблачное утро, какие обычно бывают весной-летом. Людей на улицах почти нет. А затем ударяет основная часть — выходит солнце. День набирает свои обороты. Эта сила, эта энергия. Для меня лично это идеальная передача такого понятия, как «утро», в виде музыки, и поэтому ZUN — гениальный композитор. Причём я обожаю и FM, и MIDI версию. Они настолько одинаковы, насколько могут быть, и отличаются лишь настолько, насколько отличаются сами техники генерации звука. И это одна из двух мелодий, которые я включаю, если мне повезёт куда-то идти вот таким вот безоблачным, тихим прохладным утром. Вторая — это одна моя поделка на основе Sunforest’овского Ouverture to the Sun, ещё когда я с TS-WIDI ковырялся. Вот так звучит моё утро.
Complete darkness
В комментариях ZUN рассуждает, какой должна быть тема финального босса. Я считаю, эта мелодия звучит очень эпично. Быстрое вступление, создающее напряжение, даже не то, что напряжение, скорее, серьёзность. Да-да, мелодия как бы говорит, что «сейчас все будет очень серьёзно, сейчас будет финальный босс». Всё быстрее и быстрее. Такое эпичное вступление надо ещё поискать. И на 0:20 начинает разворачиваться основная песня. Я больше всего люблю её первую часть, на 0:20-0:38. Ну, или может это только у меня в голове. Я воспринимаю каждую ноту в ведущей партии как слово в рассказе о битве с боссом, об атаках и контратаках, с подъёмами и переходами. Как же я люблю эту паузу на 0:29-0:31, подчёркивающую фоновые трели, выводя их на первый план на пару секунд. Сложно описать, что я переживаю за эти 19 секунд…когда босс только начинает тебя атаковать самыми простыми атаками и ты легко уворачиваешься; когда вражеский выстрел попадает по тебе, но ты сразу же стреляешь в ответ; когда твоя атака провалилась, и ты переходишь в оборону, чтобы отбиваться от атак врага, пока ты не дождёшься следующего подходящего момента…это я просто фантазирую, что-то вроде экшн-сцен в фильме, лол. Заканчивается эта часть немножко внезапно, будто её оборвали на последнем слове. Часть на 0:39-0:57 я недолюбливаю, она звучит как-то…не знаю, как будто внезапно началось аниме про девочек-волшебниц. Но при этом та же мелодия, исполняемая «трубами» на 1:35-1:53, приятна на слух, звучит как тема главного босса и несёт в себе кульминацию цикла. Красиво, эффектно, эпично. Да, мне нравится повтор вступления на 0:57-1:17, но такое ощущение, будто мелодия слишком резко и беспричинно переходит к следующей части. Какая досада. Мне, считай, ни один переход между частями не нравится, кроме начального на 0:20. MIDI версия мне тоже не нравится — некоторые части мелодии изменены в худшую сторону, например окончание вступления потеряло всю эпичность. Хотя некоторые моменты в ней довольно хороши, например ударная партия в моей любимой части, или как эта часть замедляется в конце, перед переходом. Интересно, если добавить это замедление в FM версию, станет ли она лучше звучать?
TH03
Необычная игра, основанная на даммаку-дуэлях. Спустя несколько лет ZUN создаст девятую игру с той же идеей в основе. В связи с такой структурой, в игре нет музыки, привязанной к уровням (не считая седьмой дуэли).
Опять же, на мой плеер попало не так много треков. Всего 4 штуки.
«Вечное полнолуние»
That feel when ты уже пробежал все основные треки игры, тебя ничего не зацепило, осталась всякая мелочь, вроде концовок и staff roll’ов, и тут ты натыкаешься на драгоценный камень. Очередной урок на тему того, как опасна предвзятость и стереотипы. Какая же красивая мелодия. Я так и не могу понять, весёлая она или грустная. Не в классическом музыкальном определении мажор/минор, а так, по ощущениям. Она очень и очень ночная, и немножко ностальгичная, всего чуть-чуть. При этом, она не очень подходит, когда, например, ты отправляешься куда-то ночью. Скорее, когда ты ночью сидишь дома…хе-хе, меня так и подмывает сказать «с чаем и пледом»))) Да, пожалуй, она скорее тёплая. Несмотря на быстрый темп, она мне кажется очень медленной и спокойной. Вообще не слышу ударные, да))) Редкий случай, когда мне не к чему придраться. Очень нравится сочетание главного и фонового инструмента, и переход в конце цикла. Я уже говорил, что считаю ZUN’а гениальным композитором? Я точно поговорю про эту мелодию ещё, когда доберусь до MIDI-аранжировок.
Maple dream…
Детская и несерьёзная? Репетативная? Простенький и слишком короткий мотив? Нет. Нет, именно такие мне и нравятся больше всего. А потом она внезапно становится серьёзной и грустной, даже тяжелой, это мне не очень нравится. Я просто слушаю мотив, отошедший на задний план. И она не зацикливается, она так и затихает. ZUN в одном из сопроводительных текстов рассказывает, что так как это был зимний комикет, он сделал на кредитсах падающий снег, а потом, на основании образа падающего снега и сочинил эту мелодию. Красиво. Вообще, забавно, как две самые лучшие песни для меня из всего OST — из концовки и из кредитсов. «Отбирать любимые мелодии по мотиву» к такому и приводит.
Starbow dream
Второй неиспользованный трек. Вообще эта структура, когда «идёт первый блок, затем второй, затем снова первый, снова второй и только потом основная часть разворачивается из второго блока», иногда получается хорошо, иногда не очень. Здесь мне кажется, что не очень. Не знаю, что конкретно мне не нравится, наверное переход со второго блока обратно на первый. Но так как у меня нет претензий ни к одному блоку самому по себе, я просто добавил этот трек на плеер как есть. Она очень космическая, и очень ритмичная. Мне нравится, что на втором повторе второй блок удлинён. И как прекрасно сделана основная часть, с 1:06. Какую большую высоту она берёт. И концовка цикла, особенно с 1:38, даёт ощущение разгона, отдалённо похожее на The Positive and Negative.
Phantasmagoria
Эту мелодию я просто обрезал на 00:42, и всё что идёт потом выбросил. Дальше начинается что-то девчачье и несерьёзное. Потом уже, часть с 1:09 снова неплохая, такая космическая, но если честно, не стоит того, чтобы её тоже вырезать и сохранять. Поэтому у меня на плеере обосновалась лишь первая часть. ZUN в комментах упомянул, что она создаёт ощущение пирамиды. Да, пожалуй, так и есть. Только пирамида космическая. Огромная, инопланетная пирамида посреди бескрайнего космоса, что-то наподобие того, что нарисовали в третьей части второго старкрафта. И когда ты к ней подлетаешь, она «оживает»: отдельные полосы на узоре её поверхности загораются инопланетным бледно-зелёным светом, открываются «шлюзы», из которых на тебя вылетает рой маленьких инопланетных перехватчиков. И у тебя начинается обычный такой уровень в обычном шмапе, перестрелять врагов и добраться до пирамиды. Да, мне очень понравилось, как я обрезал эту мелодию. Мне очень нравится эта первая часть.
Ничего себе, как много текста набралось. Значит, про четвёртую и пятую игру поговорю в следующей части. И MIDI-аранжировки тоже уезжают туда. Фьюх.