Музыка из Touhou Project, часть 4, TH04 + AUS01

C: . M: . Теги:

Ссылка на предыдущую часть. Поначалу думал, что вкратце пробегусь по трекам из 4 и 5 игры в одном посте, выделив лишь самые-самые. Но оказалось, что про музыку из 4 игры у меня намного больше есть чего сказать, поэтому сегодняшний пост целиком посвящен ей.

В заглавие игры вынесено слово 幻想郷 (генсо:кё:), что можно перевести как «страна иллюзий/фантазий». Впоследствии так станет называться «маленькая страна», где происходят игры канона windows, начиная с шестой части.

Четвёртая часть задала стиль последующих игр серии: 6 уровней; несколько героинь на выбор, причём некоторые из них — побеждённые боссы из предыдущих игр; битва с 4-ым боссом отличается в зависимости от выбранной героини; по сравнению со 2-ой игрой поменялся стиль диалогов перед боссами — теперь у персонажей не крошечные портреты в рамках; у боссов теперь показывается шкала жизни; и главное — пуль на экране, по словам игравших, теперь намного больше. Да-да, отличительная черта то:хо:. В первом томе Akyuu’s Untouched Score ZUN выложил музыку именно из 4-ой части. То ли потому что он переиспользовал тему Рейму в 8-ой игре, то ли по какой другой причине. Да и музыки в ней, с неиспользованными треками, набралось на целых 2 диска. Мне кажется, эта игра для него знаковая.

Так же, как и со второй и третьей частью, музыка звучит лучше и богаче в версии AUS. Пожалуй, в этот раз я пойду по порядку, в котором треки идут в игре и в альбоме. Поселившиеся на моём плеере отмечу курсивом. Итак:

Lotus Land Story
В комментариях ZUN пишет, что эта мелодия не очень подходит титульному экрану (и что это, наверное, визитная карточка серии). Да, пожалуй, этот трек больше подходит для темы уровня или босса. Особенно мне нравится вступление, первые 14 секунд. Как будто начался уровень, где тебя сразу бросают в самое пекло. Вообще в 4-ой игре много эффектных, необычных и просто красивых вступлений. Но так-то основная часть в этой песне тоже неплохая (разве что кроме пресноватого окончания цикла), и я её себе добавил на плеер целиком.

Witching Dream
А, эта из таких… Сначала идёт красивый, сильный и эффектный отрывок. Следующий за ним — какой-то детский, несерьёзный, который вообще не заходит. Потом снова повторяется первый, ещё краше, сильнее и эффектнее. И потом — снова второй, ещё несерьёзнее, ещё более не к месту. Если вырезáть, то первый и второй повторы «хорошего» блока некак склеить между собой. А так слушать невозможно. Не получается у меня терпеть одну половину композиции ради другой. Пусть вторая половина хотя бы будет нейтральной, чтобы не раздражать. Вот и лежат такие мелодии балластом на плеере. Любишь половину цикла, а слушать не можешь. В Complete Darkness «несерьёзная часть» на втором повторе стала звучать хорошо. В Phantasmogoria короткий цикл, без повторов, можно просто первую половину отрезать. Ну а есть вот такие, «неудобные» треки.

Selene’s Light
Хорошая, но я к ней безразличен. Не знаю. Вроде все части хорошие, ничего не вызывает отторжения, но почему-то не заходит.

Decoration Battle
О, вот эту мелодию я люблю, и сравнительно часто включаю на плеере. Она забавная, даже милая. Казалось бы, вроде серьёзная битва. А оказывается, что это для нашего противника она серьёзная. По этому маленькому кусочку, на 26-32 секунде, становится понятно, что наша героиня играет с врагом. И вся песня становится такой шуточной, развлекательной. Эдакий трибьют боссу первого уровня, который выкладывается на полную и очень злится, что проиграл. Только тссс, не говорите им, что бой против них — для вас просто разминка или детская игра, они могут расплакаться от досады.

Break the Sabbath
Господи, какой тоскливый трек. Как же он вгоняет в депрессию. Хотя отрывок в самом конце цикла, на 01:46-58, мне нравится.

Scarlet Phoneme
Крайне репетативная. По факту там две строки повторяются почти весь цикл.

Bad Apple!!
О. Оооо. Первоисточник самой известной песни в то:хо: сообществе. Я их считаю двумя разными произведениями, и оригинал мне нравится отдельно. Прекрасное вступление. Ритмичный стук в самом начале. Затем добавляется бас, затем клавишные, затем фоновые трели на 00:09-21. И наконец, основная часть. Я бы лично повторил её блок дважды, как в песне-аранжировке. А то он какой-то совсем короткий получается. Вообще про аранжировку я, может, когда-нибудь, распишу отдельно. И тогда там уже распишу про отличия, и что где лучше получилось. Если брать оригинал сам по себе, то это прекрасная композиция.

Perdition crisis
Захватывающая дух. Вот первое впечатление от вступления. Что-то там играет на фоне такое, что придаёт ощущение эпичности. Клавишные наверное. Довольно пронзительная часть на 00:37-49. Очень красивый отрывок сразу за ней, в нём первая строка и вторая строки такие же, как последняя из предыдущей части, третья строка пронзительная, а четвёртая изящно закрывает блок. Но на мой взгляд, этот отрывок не надо было ещё три раза после этого повторять, он от этого теряет свою силу. Не такой это блок, который хорошо стыкуется сам с собой ИМХО. В целом — подходящая тема для серьёзной битвы с сильным боссом.

Alice Maestra

Сравнительно длинный цикл. Для меня, не обращающего внимание на ударные, песня звучит медленной и спокойной. И совершенно другая атмосфера по сравнению с другими песнями. Волшебная, сказочная, меланхоличная. В ней все мелодии такие. На 0:07-31, которая потом уходит на задний план; на 0:56-1:19, медленная, рассказывающая какую-то историю; и моя самая любимая на 1:20-1:32. Магическое звучание, нежная мелодия. Особенно окончание второй строки. Третья с четвёртой послабее, третья — просто повтор первой, а у четвёртой мне не нравится окончание, лучше бы вторую ещё раз повторили. Потом идёт повтор второго (0:32-55) и последнего блоков, с другими инструментами. Опять мои любимые две строки на 2:15-27, в другом звучании. Я эту песню слушаю не так часто по сравнению с остальными, то ли потому, что она такая долгая, то ли потому, что медленная, или может из-за того, что она оставляет после себя это грустное послевкусие. Не знаю

Capriccio
Добавил на плеер скорее как для того, чтобы все версии были с собой. Эта песня была снова использована как тема Рейму в 7.5 и в 8 части. В версии-«оригинале» мне нравится начало, и как ударные ритм отбивают. Со вступлением тут всего три блока, и последний повторяется дважды, из-за чего она кажется репетативной. Мне больше нравится версия из 7.5.

Casket of Star
Тема Марисы, позже появится в 10.5 части. Я бы мог её обрезать на 0:47 и добавить первую половину себе на плеер. Но почему-то этого не сделал. Нет, правда, в первой половине мне всё нравится. И вступление, и первый блок, который повторяется дважды, и второй. Во втором, кстати, на 0:35-45 можно услышать ту же мелодию, что и в Capriccio на 0:13-25, только в Capriccio мелодия в конце уходит вниз, а здесь верх. Забавно. Ну а во второй половине мне вообще не нравится мотив. Да-да, опять детский и несерьёзный.

Lotus Love
Сейчас при прослушивании понял, что вообще забыл про такую мелодию. Хм…она точно не «не нравится». Забавная, не раздражающая, скорее приятная. Но не могу сказать, что нравится. Скорее, я к ней нейтрален. В ней нет чего-либо, за что я бы её мог любить.

Sleeping Terror
ZUN рассказывает, что ещё в начале создания игры задумал, что на предпоследнем уровне игрок столкнётся с финальным боссом, только она будет сонная, в неглиже, а битва будет проходить в её спальне. Без комментариев. У самой композиции очень и очень эпичное вступление. Как и все интро, не является частью цикла и звучит лишь один раз. Сама песня…ну, я бы сказал, что как Lotus Love. Нейтрально. Мне нравится мотив как на 0:22-34. Но основная часть цикла забита блоками со вторым мотивом. Так себе. Я бы наверное мог обрезать интро с началом цикла, где-то по 34, или даже по 47 секунду. Боже, как же мне нравится это интро!

Dream Land
Ещё когда я в первый раз её услышал, у меня появилось это чувство дежа вю, как будто я точно где-то её слышал в детстве, в какой-то игре. Из всего, во что я играл, будь то компьютер, PS1 или денди, и близко ничего похожего нет. А чувство есть. И оно не покидает меня даже сейчас. Вот такие они, воспоминания о вещах, которые никогда не происходили. Я очень люблю эту мелодию. Несмотря на то, что она репетативная, она не надоедает, и я могу её слушать и слушаю на повторе часами. В ней поётся…о поляне, полной цветов, залитой солнечным светом…или это поле подсолнухов? Опять что-то из детства…место, где я никогда не был, но куда было бы здорово вернуться. Откуда у меня эти фантомные воспоминания?

Inanimate Dream
Мне нравится мотив на 0:18-42. Основной мотив мне не нравится, увы. Поэтому мог бы вырезать только этот отрывок. Но не стал заморачиваться.

«Неизбежно запрещённая игра»
Есть некоторые мелодии, от которых я сбиваюсь с ритма песни. Допустим, мне кажется, что ударные отбивают первый и третий такты, а потом на каком-то моменте я путаюсь, и мне начинает казаться, что они начали отбивать второй и четвёртый. Как будто один такт был пропущен, или наоборот, добавлен. В этой песне я сбиваюсь на повторе первого мотива, как, например, между 6 и 7 секундой. Не знаю, почему. То ли из-за перехода, то ли из-за ударных, то ли из-за основной мелодии. Наверное из-за мелодии, потому что я точно так же сбиваюсь на 1:17-18. Такое ощущение, будто мелодия отстаёт от ударных. Или наоборот обгоняет его. Или я не могу понять, что происходит. Но в итоге я путаюсь.
В самой песне примерно поровну частей, которые мне нравятся и не нравятся. Мелодия на 0:16-43 красивая, и чем-то неуловимо грустная, наверное из-за фонового мотива. Но ещё больше мне нравится эта мелодия, которая играет в начале, и потом повторяется в середине. Она из таких мелодий, которые…как бы объяснить…Давайте на примере первого отрывка. Первые 14 секунд.
Среди выдуманных мной вселенных, о которых я ещё вспоминаю, есть одна футуристическая. Там люди-наёмники с Земли выполняют задания в космосе, в том числе и боевые. Они включают себе музыку в качестве метронома, чтобы держать ритм действий во время боя: атака, перезарядка, уклонение, контратака, и так далее. Слушая этот отрывок, с первой секунды ты сразу как-то внутренне собираешься, приходишь в полную боевую готовность, и ждёшь седьмой секунды, чтобы вступить в бой. Вот как-то так оно у меня представляется в голове.

Icemilk Magic
Хм, интересно. Эту я тоже совсем не помню. Интро неплохое. Фоновая музыка красивая. Особенно на 0:48-1:13. Основная мелодия прикольная, но недостаточно, чтобы нравиться.

Innocence
И эту тоже помню лишь смутно. А оказывается, очень хорошая песня. Её главный мотив напоминает какой-то другой, только не могу понять, какой. Причём, не сам мотив, а скорее стиль. Особенно сильно на отрезке с 0:44. Decoration Battle? Наверное, да, там с 0:20 чем-то похоже. Ритмичностью, что ли? Сам мотив отличается. И он мне очень нравится. М, а ещё тут в середине просто вставлен кусок из Sleeping Terror. Причём довольно органично. Блин, не могу вспомнить, почему я это песню не добавил себе на плеер. Надо будет добавить.

Days
Боже мой, как тоскливо! При этом красивая же мелодия. Хм, а чем она тогда отличается от «Вечной жрицы» из первой игры?

Peaceful
Ещё тоскливее предыдущей! Хотя казалось бы, позитивная мелодия. Как ему вообще это удаётся?

Arcadian Dream
Мне не очень нравится главный мотив. Вступление хорошее, и всё, пожалуй. Кстати, здесь на 0:47 три ноты из Crescent Dream. Или наоборот.

«Живущие в иллюзиях»
Так же как с парой Innocence — Decoration Battle, тут похожая прогрессия нот со Sleeping Terror. При том, что мелодии разные, песни напоминают друг о друге. Я бы сказал, что мне нравится мелодия. Можно было бы и добавить на плеер, да.

Lotus Road
Начиная с этой идут неиспользованные треки. Эта простенькая. Ощущение, будто в ней чего-то не хватает. Как будто основную часть не сделали.

Dreamy Pilot
Эту я точно хотел добавить на плеер. Очень красивая. Почему-то трагическая. И как она замедляется в конце…

Incomplete Plot
Между строчками прикольные вставки (как пример: 0:17-18). Мотив на 1:05 мне показался смутно знакомым, и я специально пошёл перепроверять, и нашёл: он будет использован снова через много лет, аж в 15-ой игре, в теме пятого уровня. Так-то.

Border Land
Очень сильно нравится мелодия. Видимо, я не добавлял на плеер, потому что боялся, что она будет быстро надоедать. Других мелодий в цикле просто нет. Мне нравится, как 5-7 строки звучат выше первых четырёх, и как восьмая звучит совсем высоко. Надо будет послушать её часа 2 подряд, может она нормально зайдёт.

Magic Shop of Raspberry
Такое ощущение, будто мотив из интро я слышал где-то…то ли в западных мультиках, то ли в американской песне какой-то…но это я скорее всего выдумал. Опять воспоминание о чём-то, чего никогда не было. И потом этот мотив уходит на задний план, и красиво дополняет песню. А ещё снова выходит на передний на 1:40, а потом красиво сочетается с инструментом, начинающим играть на 1:53. Вообще мне в этой песне нравятся все мелодии, какие-то больше, какие-то меньше. На 1:15 начальные ноты общие с Inanimate Dream, единственный хороший мотив, оттуда, да. Эту песню ZUN хотел поставить на экстра-уровень, а он идёт после основной игры, то бишь после босса 6 уровня. Логично, да. А ещё с 2:06 играет очень интересный отрывок. Когда главный инструмент молчит, и фоновый берёт главную роль на себя. Мне нравится.

Crescent dream
Эту песню я единственную из неиспользованных добавил на плеер. И часто слушаю. Этот инструмент. И этот мотив. Эта грусть. Я не знаю, как описать, что я чувствую. Наверное, это когда ты смотришь куда-то очень далеко. На Луну или на звёзды. На розовый рассвет или на огненный закат. На что-то бесконечное, незыблемое в сравнении с твоей жизнью. Что-то, у чего за какие-то восемьдесят лет невозможно даже заметить изменений. Что-то бесконечно красивое, и бесконечно недосягаемое для тебя. Что-то, что тебе случайно довелось увидеть. Повезло, не иначе. Это ощущение, когда ты смотришь вдаль.

Decoration Battle (неиспользованная версия)
Однозначно хуже финальной. В финальной мелодии низкие ноты хорошо контрастируют с высокими. В прототипе такое ощущение, будто все ноты высокие. Кроме того, в финальной версии первые две строки (0:07-13), создают паузу, эдакую отдушину в мелодии. А ещё есть второе четверостишие, в котором и находится тот оттенок игривости и лёгкости, который выделяет эту мелодию, делает её запоминающейся. В прототипе первые две строки такие же быстрые, как и остальные, концовка четвертой немножко другая, что тоже не нравится, и эти четыре строки просто до повторяются. В общем, прототип.

Inanimate Dream (неиспользованная версия)
Тут есть интересный мотив, вырезанный в финальной версии. Увы, мне он не особо нравится. Поэтому так же не имею особого смысла сохранять её себе. Сохранившийся мотив здесь звучит выше. На октаву или нет — не знаю, не умею определять. Вот интересно, в обеих песнях к финальной версии было понижено звучание, а с остальными песнями такое происходило в процессе разработки игры?

Да, что я насловоблудил в этот раз, от души прям. Ну что ж, в следующий раз буду закрывать эпоху PC-98. В следующий раз будет музыка к пятой игре.