Музыка из Touhou Project, часть 6, ZUN’s MIDI
После выхода 5-ой части в 1998г. закончилась эпоха PC-98. С выходом 6-ой части в 2002г. началась эпоха Windows. Музыка ZUN’а, вышедшая в этот период между эпохами, это: 1) midi-аранжировки музыки из то:хо:игр 2) Музыка к играм серии Seihou Project (в т.ч. невошедшая, т.н. ZUN’s Strange Works), а также к Torte le Magic, также в формате MIDI. Все MIDI-файлы до сих пор можно скачать со старого сайта ZUN’а. Сегодняшний пост будет об 1). Ну что ж, поехали…ах да, забыл сказать: всю свою MIDI-музыку ZUN писал для SC-88Pro (и немножко для SC-8850). В 2016г. один бог с ником Romantique Tp записал эту музыку прямо с оригинальных звуковых модулей и выложил для скачивания, а также на ютуб. Так я её и услышал. В этом и в следующем посте все ссылки будут на его плейлисты. А, и ещё: я вообще ничего не знаю про звуковые модули MIDI и разницу между ними, мне достаточно, что «вот на этом вот аппарате музыка звучит так, как она задумывалась». Всё, вот теперь точно поехали.
30 аранжировок для SC-88Pro на музыку из первых пяти игр. 3 из них — «восточный причудливый диалог», reincarnation и peaceful romancer — ещё и в версии для SC-8850. Потом почему-то ещё и записанная ZUN’ом версия reincarnation — одна из двух, которые он выложил на своём сайте прямо в mp3, несмотря на скорости интернета тех времён (тогда бы уже и вторую, «восточный причудливый диалог», можно было бы тоже залить). И ещё почему-то дубль dream express’а, видимо по ошибке. Я, если честно, не замечаю никакой разницы между SC-88Pro и SC-8850 версиями аранжировок (хотя у себя на плеере и храню обе версии «восточного причудливого диалога» и peaceful romancer’а), а также в сравнении с теми двумя mp3-версиями ZUN’а (Romantique Tp умудрился записать точь-в-точь, как ZUN). Поэтому просто 30 аранжировок, поехали:
TH01
4 аранжировки для первой игры. «Вечная жрица» почему-то переделана до неузнаваемости, знакомые мотивы начинаются лишь с 1:07, музыка на 0:16-38 вообще какая-то хаотичная и некрасивая…в общем, я её даже скачивать себе не стал. «Легенда о KAGE» намного точнее копирует PC-98 версию, но к сожалению в миди невозможно передать чиптюновскую пронзительность; на 0:48 звучит обычная, красивая конечно, но самая обычная мелодия. В оригинале эта часть не только более «писклявая», но ещё и более «набитая» звуками и оттого более быстрая. В общем, тоже не стал скачивать себе. А, ещё в этой аранжировке после двух повторов идёт новая часть, которой нет в оригинале, с 2:37. Мне отчего-то кажется, что её мотив взят из какой-то другой песни из эпохи PC-98, но скорее всего это тоже ложное ощущение. «Ирис»…ну, ирис он и есть ирис. Настолько похожий на оригинал, насколько можно, и в то же время мелодичный за счёт обычного пианино. А ещё этот духовой инструмент, который в general midi называется blown bottle, создаёт атмосферу синтоистского храма. Но эту аранжировку я тоже не стал скачивать, хотя можно было, ведь тут даже обрезать ничего не надо. Наверное просто поленился. Зачем, когда есть оригинал?
«Восточный причудливый диалог»…вот эту аранжировку я себе скачал. Сказочное вступление, очень атмосферное, очень восточное. Очень эффектные 5 нот на 0:18-19. General midi говорит, что это играет сямисэн. И с 0:26 начинается знакомая мелодия. Только в этот раз не грустная. Наоборот яркая, мощная. Ритмичный фон на 0:53-59. И начиная с 1:00 второй голос следует за первым, поднимая мелодию всё выше и выше и сливаясь с ним где-то совсем высоко, куда не дотягивался оригинал. Очень эффектно, очень красиво. В следующей части мне нравится, как на фоне играет пианино в конце строк, особенно на 1:20-21. С 1:35 очень красивая комбинация барабанов, ветра, сямисэна и этого тикающего инструмента…а, это пила, оказывается. А вот вступление на 1:54 с возвращением к основной части мне не нравится. Оно как будто слишком высокое, слишком нарочитое, слишком наигранное. На 2:50 внезапно тихая, медленная часть. Тоже безумно красивая. Есть в ней эта меланхоличность оригинала. И с 3:06 с барабанами песня начинает снова «набирать скорость». Тоже красиво, создаёт такое ощущение ожидания, что, мол, вот, сейчас снова начнётся. И опять наигранное вступление. И мелодия после этого какая-то слишком яркая, слишком весёлая. И заканчивается простым затиханием, создавая ощущение, что это буйное веселье так и продолжается бесконечно…В общем, странная аранжировка. Есть в ней и завораживающие части, волшебные, есть и крикливые, излишне яркие, и её ну никак не обрезать, выкинуть из неё невозможно ничего. А ещё её очень сложно слушать на повторе, и в этом она похожа на обычные человеческие песни со словами. Я её обычно включаю, когда «перебираю песни» на плеере, включая одну за другой. Есть у меня такой «режим прослушивания», например, когда в транспорте еду, когда я сам переключаю песни, и в этом «режиме» я перебираю классические, которые на повторе невозможно слушать. И эту я обычно переключаю дальше после медленной части.
TH02
Всего 3 аранжировки. Так как у второй игры саундтрек присутствует ещё и в midi-версии, аранжировки можно сравнивать ещё и с ней. Eastern Wind вроде ничем и не отличается. Для меня она так и остаётся простенькой мелодией с мотивом-прототипом capriccio. Только в последнем мне нравится окончание мотива, а здесь нет. «Магия цвета любви» тоже очень близка к оригиналу, единственное только — здесь на 0:53 наслаивается повторение фразы, из-за этого кажется, что мелодия слишком спешит и выбивается из ритма. А, а ещё здесь есть окончание песни…well, whatever. Complete Darkness…мне помнится, про MIDI-версию из игры я говорил, что, несмотря на некоторые хорошие моменты, она в целом хуже FM-версии. Так вот, эта аранжировка ещё хуже той MIDI-версии. Вступление какое-то совсем медленное и ленивое, убито это чувство скорости, нагнетания. Мой любимый мотив на 0:41 заменён на какой-то некрасивый. На 0:54 тоже. Только на 1:00 возвращается знакомая мелодия. Анимешная часть звучит ещё более по-анимешному, её окончание уходит не вверх, а вниз…В общем, я сомневаюсь, что эта песня мне в принципе бы понравилась, если бы услышал первой вот такую её версию. Моя самая большая любовь это FM-версия, всё.
TH03
Тоже 4 аранжировки. Reincarnation…блин…надо посмотреть, что я про неё написал в посте про вторую-третью игры…о нет! Я подставил сам себя! Я её оставил на потом, себе будущему! Я прошлый тогда взял и схалтурил! А разгребать мне сегодняшнему!!! И что?! Саму Реинкарнацию!.. Ну всё, теперь мне не отвертеться. Ну хорошо. Хм…с чего бы начать? Знаете, в комментарии к оригинальной мелодии ZUN признался, что совсем не понимает Миму, несмотря на то, что это им же придуманный персонаж. Вообще, Мима занимает уникальное место в пантеоне То:хо:. И учитывая любовь и преданность её фанатов…хотя, эту всю лирику наверное следует оставить для статьи о вселенной то:хо:, про которую я обещал, что она будет. В любом случае, в том же комментарии ZUN говорил, что старался не делать тему Мимы слишком крутой. С чем я согласен — так это с тем, что аранжировка звучит круче. Во-первых, эпичнее вступление. Особенно эти скрипки с 0:27, такие, «оркестровые». Не знаю почему, но они у меня вызывают ассоциации с классической музыкой. Что-то, что я мог слышать во втором Томб Райдере. Во-вторых, повтор первой части, с 1:04, тоже звучит эпичнее. Ну и конечно же небольшая пауза на втором повторе перед припевом, на 3:43, которая его подчеркивает. Вообще у игровой/AUS версии, как мне кажется, фоновая музыка не…не гармонирует?..не гармонирует с основной. Она не делает песню красивее, скорее наоборот. В аранжировке такого нет. На мой взгляд аранжировка лучше. Крутая, мелодичная, атмосферная, медленнее оригинальной, но при этом эффектнее и эпичнее. В общем, всем хороша. Только мне не нравится ни один мотив из неё. Увы. Можно ли сказать, что эта песня слишком хороша для меня? Тут скорее я at fault. Не знаю, как именно, но точно я. А, а ещё в этой песне есть такая лёгкая меланхолия. Она как-то неуловимо переплетается с названием, и вообще с судьбой Мимы в серии. Ладно, так уж и быть, скину фанатское творчество. Только предупреждение: у автора фетиш на купальники. Но свою аранжировку он делал как раз на эту, ZUN’овскую аранжировку. Так, что ещё по Реинкарнации? Да вроде теперь всё. Она всем хороша, и я могу понять, почему для кого-то она может быть самой любимой из всех песен эпохи PC-98, но у меня с ней не сложилось, увы.
Tabula rasa очень кавайи. Увы, в русском слово «милый/миленький» не передает этого значения. В аранжировке мне нравится быстрое пианино на фоне. Мне кажется, с ним песня становится лучше. Игривее, что ли? Да, хорошая светлая добрая песенка. Но мотив ничего из себя не представляет. Lost Dream интересная. Всё-таки мне нравится этот мотив, на 0:40-1:08. Но этот из тех случаев, когда ты не можешь просто вырезать кусок и выкинуть всё остальное. Оно работает только целиком. Поэтому придётся выкинуть всю композицию. И да, ZUN, мне тоже эта песня слышится грустной.
«Вечное полнолуние». Опять. Тот случай, когда автор взял сказочно красивую, неземную мелодию, и аранжировал её с использованием неземных инструментов. Такое ощущение, будто вместо нот льётся звёздный свет. А вступление какое ZUN сделал! Вторую половину я отрезал, конечно. Простой эмбиент без главной мелодии для меня никакой ценности не представляет. Но первая половина…это просто что-то волшебное. Что-то, что нельзя трогать, потому что ты только испортишь. Нечто идеальное. Недостижимое. Вечное. Если аранжировки «восточного причудливого диалога» и peaceful romancer’а я слушаю реже, чем оригиналы, то с этой песней и с judas kiss наоборот. Боже, какая же она красивая…
TH04
8 аранжировок. В Witching Dream просто убита часть, которая мне нравилась в оригинале. В аранжировке её просто нет. Perdition crisis довольно точно следует оригиналу, но она не дотягивает до него чуть-чуть по эпичности, видимо из-за инструментов. Ну и сохраняется проблема репетативности из оригинала. Если честно, я и оригинал-то особо не любил, и поэтому аранжировку не стал себе скачивать. В Alice Maestra мой самый любимый отрывок, 0:59-1:12, звучит не так пронзительно, как в оригинале (опять «живая» музыка проигрывает чиптюну). Ну, у него хотя бы нет здесь продолжения. Мелодию с 1:38 я не узнаю. И она мне не нравится. И больше в этой аранжировке и нет ничего. Вот Capriccio звучит лучше с midi-инструментами…хотя, скорее всего, это у меня предвзятое мнение, потому что я знаю о существовании версий из последующих игр. Опять же, оригинал я добавлял скорее для галочки, а аранжировку и вовсе не стал трогать. Но мне в ней нравятся колокольчики на фоне, как на 0:38-39. В Casket of Star очень интересно в первой части одновременно два инструмента на переднем плане переплетаются, на 0:25-37. А так это всё та же песня, которую всё так же, по-хорошему надо было бы обрезать. В Sleeping Terror вступление не вызывает такого же первобытного геймерского страха, к сожалению. Но мне нравится главный инструмент на 0:20-33. И её точно так же надо обрезать. В Inanimate Dream мне очень нравится инструмент на 0:26-52. Забавно, как единственная нравящаяся часть из оригинала стала ещё красивее. Но опять же, не стал париться с вырезанием. «Неизбежно запрещённая игра» определённо хуже оригинала — на фоне на 0:18-46 не слышно того жалостливого мотива, который звучал в оригинале. А ещё изменено начало: в оригинале я сбивался с ритма песни на повторе. А здесь вместо повтора идёт другой мотив на 0:08-15. Довольно интересный, жаль только, что такой короткий. Есть и ещё один интересный мотив, на 1:42-56. Но если брать в целом, то песня не нравится.
Хм…казалось бы, столько аранжировок к четвёртой игре. А ничего из этого я себе не скачивал. Иронично. То они хуже оригинала, то я оригинал не люблю, то там обрезать много надо, а после резки ничего и не останется…какой же я всё-таки дотошный.
TH05
Целых 11 аранжировок. ZUN явно любит музыку из четвёртой и пятой игры больше. Dream Express следует оригиналу, она почти такая же пронзительная на 0:34-40…ну, может, чуть слабее. Почему я себе оригинал-то не добавил? Хм…есть такие мелодии, которые по логике похожи на твои любимые…ну вот прямо всем. Мотив ну прямо «должен тебе понравиться». А он почему-то ничем не привлекает. Я пока не знаю, как это работает. Вопрос «похожести» во вкусах очень сложный, и я так в нём и не разобрался. Пока нет рабочей теории, все случаи приходится разбирать индивидуально, ориентируясь на свои ощущения. Поэтому прости, dream express, ты меня ничем не зацепил. «Пространство-время грёз» кажется медленнее, чем оригинал. Наверное, из-за ударных. ZUN в комментариях пишет, что сделал её мягче…мне кажется, просто заменив чиповое звучание на классическую (пусть и midi) музыку, получаешь более мягкие мелодии. Но мне нравится звучание духовых на третьей, пронзительной части. Но скачивать себе не стал, ограничился оригиналом. Romantic Children не удалось меня зацепить, как оригиналу, так и аранжировке, ни первым, ни вторым мотивом. Хотя признаю, здесь вторая часть хорошо звучит. Maple Wise во всём следует оригиналу, и даже передаёт то же самое ощущение полёта над ледяным миром. ZUN в комментариях пишет, что ему не удалось на слух её аранжировать, и пришлось подсмотреть в оригинальный MML. Но я так считаю — если почти нет никаких отличий, или если они меняют песню в худшую сторону, то их не обязательно вообще слушать. Да, кажется я понял, почему я проигнорировал большинство аранжировок.
Forbidden Magic так же во всём следует оригиналу, настолько что…вот есть такие товарищи на ютубе: они берут, просто меняют инструменты и так выкладывают свою «аранжировку». С точностью до ноты. Это ультимативно просто делать, если ты можешь раздобыть оригинальный файл проекта автора, или тот же MIDI-файл — ты просто открываешь его, меняешь инструменты, записываешь аудио. Работы на две минуты. Ну и зачем тогда такая аранжировка нужна? Какую ценность она несет? Показать, что ты умеешь менять инструменты в музыкальном редакторе? Нет, я конечно признаю, что этот навык ценный, у меня вот его нет, например. И забавно, конечно, с моей стороны выкатывать такие претензии автору, который решил аранжировать свою же песню. Тем более, самому ZUN’у. И чего это я так взъелся вообще? Не знаю, у меня как-то «ценность» произведения в голове связана с его «уникальностью». Если ноты в песне те же, то и звучит она так же, и удовольствия от её прослушивания ты получишь столько же, сколько и от оригинала. И оно будет…таким же…по типу…блин, ну вот в том смысле, что удовольствие будет одинаковым и количественно, и качественно. Мне кажется, есть качественная характеристика удовольствия от художественных произведений, завязанная наверное на человеческие эмоции, получаемые от произведения. Вот в матрице RGB, например, конкретный цвет — это три параметра, каждый величиной от 0 до 255. И чтобы цвет 1 был равен цвету 2, нужно чтобы все три значения были равны. При классификации «качественности удовольствия», мне кажется, для параметров такой многомерной матрицы используются эмоции. Да, их много, некоторые сложно разграничить между собой, причём не только силу эмоции, но и её оттенок порой сложно различить. И у меня есть теория, что разные оттенки эмоций в таком случае нужно выделять как независимые параметры…впрочем, я опять отвлекаюсь. В общем, я к тому, что слишком сложно сравнивать произведения между собой, можно лишь говорить, что они «похожи» по вызываемым эмоциям. Да, как цвета похожи. Но мне кажется, если брать конкретно музыку, если брать произведение и его точную аранжировку буквально до ноты, то качественная составляющая наслаждения произведением будет такая же, с точностью до «пикселя». Так, возвращаясь к музыке: я признаю, конечно, что подобрать инструмент на замену не так легко и не так очевидно, многие партии попросту «не звучат» на инструменте другого типа, или другого принципа звучания. Как там правильно говорится у музыкантов? Струнные партии не звучат в исполнении духовых, или что-то такое. Поэтому я беру назад свои слова насчёт «просто меняешь инструмент». У ZUN’а в его аранжировках, и конкретно тут, в Forbidden Magic, инструменты подобраны идеально, например, «холодный» инструмент из оригинала здесь такой же холодный. У многих «аранжировщиков» на ютубе музыка просто звучит хуже, от того, что не тот инструмент выбрали. К чему я это всё: если у такой «понотной» аранжировки лишь две возможных судьбы — либо хуже оригинала из-за неправильно подобранных инструментов, либо точно такая же как оригинал по «ценности» — то зачем такие аранжировки вообще делать? Блин, что-то меня распоганило на этой теме. Надо как-то заканчивать. Короче, Forbidden Magic точно такая же, как оригинал, и я её точно так же недолюбливаю из-за нецепляющего первого мотива и несерьёзности второго. Дальше
Crimson Dead!! интересно аранжирована. Быстрый орган как фоновый инструмент. Правда, вообще нет главной темы. Вот эти вот 5 нот и всё. Та же проблема что и в оригинале. Совершенно пустая фоновая музыка.
Judas Kiss…вот я до неё и добрался. Это тот случай, когда в аранжировку добавлена новая часть, которой не было в оригинале, и эта часть становится припевом, ключевой частью песни. И эта часть безумно красивая! Да, я конечно же говорю о 0:59-1:25. При написании этого поста я специально лазил в миди-файлы разбираться, какие инструменты играют какие партии, и как они называются. Здесь я узнал, или скорее вспомнил, что есть такой инструмент — челеста. Эти космические колокольчики — это она и есть. Нет, ну то есть, я знаю щелкунчика, танец феи драже, от которого хочется спать, вот это вот всё. И я знал о существовании челесты, но так, неотчётливо. И никогда не запоминал название. Но вот теперь точно запомню. Но опять же, всё-таки важен не сам инструмент, а мелодия, которую он играет. Это божественное сочетание челесты и пианино. Тихие, осторожные шаги в первой части, подготовка к чему-то очень важному во второй. А вот повтор этого отрывка мне не нравится. Трели на фоне кажутся избыточными, несерьёзными. Превращают мелодию обратно в музыку из стрелялки. Я бы оставил только один повтор. Эта песня пожалуй самая моя любимая из всех аранжировок, вместе с «вечным полнолунием».
В the Last Judgement почему-то заменена мелодия на вступлении. Новая мне не нравится. Главные две мелодии с новыми инструментами звучат не так пронзительно. На второй вообще почему-то кажется, что ритм слишком быстрый, странно. Вроде как в оригинале. Наверное, это из тех вещей, которые в чиптюне в игровой музыке звучат нормально, а на классических инструментах создают ощущение балагана, несущегося куда-то на бешеной скорости. Infinite Being всё так же не нравится, я даже не возьмусь судить, лучше она стала или хуже в аранжировке, это вне моей компетенции. «Алиса в Стране Чудес» создаёт ощущение, что стала лучше. Менее игровой и более…человечной? Но в любом случае, ещё более тоскливой. Не люблю такое.
Peaceful Romancer, моя самая любимая песня. Если просто, то: оригинал лучше. Эта аранжировка напоминает аранжировку «восточного причудливого диалога» в том плане, что в ней достаточно много изменений, чтобы считаться независимой песней. Медленное, мелодичное начало, в основе которого мелодия из основной части. Оно так не торопится ускоряться. Затем проигрыш. На фоне можно услышать 8 нот простенькой мелодии. Затем первая основная часть. Всё-таки флейты на главной мелодии проигрывают по мощности оригиналу. Интересно, было ли бы лучше с трубами? И опять только одно повторение. И да, во второй половине снова можно услышать на фоне 8 нот. Затем знакомый по оригиналу переход. Тоже не такой сильный, как в оригинале, скорее наоборот, мелодичный. И затем вторая основная часть. На главной мелодии инструмент, который в миди называется «струнный ансамбль». Если в оригинале она была настолько пронзительной, насколько в принципе может быть чиптюн, то здесь эта партия как будто полупрозрачная. И только один повтор, в отличие от оригинала. А затем новая часть. Вот эти вот 8 нот становятся главной мелодией. Я поначалу думал, что это просто переход в конце цикла, и что он должен закончиться на 1:46. А это оказался излишне затянутый переход, лол) Если без шуток то да, это можно назвать отдельной частью в песне. Правда, мне не особо нравится. Слишком уж простые эти 8 нот. И вот на 2:09-13 настоящий переход в конце цикла. Переход в конце перехода, лол) Мне нравится, как 2:12-13 звучит точно так же, как 0:40. И потом снова первая часть. Да, второй повтор отличается от первого, и это заметно на слух. Midi-файл рассказывает, что мелодия флейты поднята на полтона. И это красиво. Конец второго цикла сделан именно как конец песни. И эту песню, так же как и «восточный причудливый диалог», сложно слушать на повторе. Её можно прослушать 1 раз, и потом нужно включить что-то другое. Или лучше вообще выключить плеер и снять наушники.
Блин, сколько текста. И это ради всего-навсего четырёх мелодий. Даже трёх с половиной, учитывая, как я обрезал себе «вечное полнолуние». И на что я только трачу своё время? Нужно же тратить только на самое главное, верно? Ну так а может тогда я всё правильно делаю, нет? В любом случае, следующая часть будет про Seihou Project и Torte le Magic, а так же про Zun’s Strange Works. В общем, про музыку ZUN’а, но не в то:хо:..хм, а как тогда быть с названием поста?..