Музыка из Touhou Project, часть 7, Seihou Project 1-2, Torte le Magic, ZUN’s Strange Works
Ссылка на предыдущую часть. Да, я обещал, что не буду писать дальше, пока работку не найду. Но, во-первых, мне сказали «пиши», во-вторых, я далеко не в первый раз так нарушаю обещания себе. Такие дела.
В этом посте постараюсь закрыть, что ZUN сочинял в «межсезонье» между эпохой PC-98 и эпохой Windows: он написал всю музыку для первой игры серии Seihou Project — Щю:со: Гёку, а затем и для второй, Кио: Гёку; ещё к додзин-игре Torte Le Magic; а ещё он на своём сайте разместил 6 миди-треков и обозвал их ZUN’s Strange Works. Вот такой вот будет scope этого поста. Правда, на плеере у меня из всего этого поселилась лишь пара треков из Странных Произведений. Вот так вот, с одной стороны решил писать про всю музыку ZUN’а подряд, с другой — я не хочу писать о том, что мне неинтересно. Кажется, этот пост будет коротким.
Но что такое Сэйхо: и при чём здесь ZUN? Дело в том, что во время создания своих первых игр ZUN учился в Токийском Университете Электроники, и выпускал их под эгидой кружка Amusement Makers. Это такое неофициальное объединение студентов с кафедры естественных наук, ведущее свою историю с 1991 года и активное по сей день. ZUN причисляет себя к ним в титрах своих то:хо:игр, благодарит их, а также, судя по старому сайту одного из них, одно время продавал с их помощью какие-то из игр по почте. После того как он закончил универ, устроился на работу и перестал на время делать новые игры, несколько этих товарищей собрались вместе в кружок «Щюнсацу сарэ до:?» и решили делать проект «запад», игры которого должны были быть противоположностью «востока»: редкие и быстрые пули врагов в отличие от медленных и многочисленных в то:хо:, классический для жанра футуристичный сеттинг с машинами и роботами, и даже мужские персонажи! Но опять же, музыку для первых двух игр написал ZUN, и даже попросил добавить Рейму с Марисой в первую игру и Ю:ку во вторую. И да, эти игры — на Windows, здесь мы впервые видим современные портреты главных героинь, а во второй игре музыка идёт уже в формате .wav. Аранжировки музыки из этих игр есть в ранних музыкальных CD ZUN’а, да и вообще, я считаю её неотъемлемой частью его «музыкальной вселенной». Как жалко, что тут почти нет годных треков.
Shuusou Gyoku
Игра вышла…не, не так. Сначала был прототип. В прототипе использовалась музыка ZUN’а, которую вырезали уже в демо-версии. В 2018 году один из разработчиков нашёл у себя и выложил в интернет запись этого прототипа, датируемую 1999-ым годом. Здесь можно услышать 3 трека. Plastic Space и Inventive City позже ZUN опубликовал у себя в Странных Произведениях, так что про них — в соответствующей секции. А Frontal Attack из этой записи — это буквально отрывок из навсегда потерянной мелодии, самое начало, да ещё и в плохом качестве. Некоторые фанаты уже пытались представить себе, какой она была. Но как оно было на самом деле, мы уже не узнаем. И если честно, это меня страшно раздражает. Как бы, автор вправе уничтожать любые черновики, наброски и даже законченные композиции, если он так решит. Но когда ты узнаёшь, что да, вот существовала такая композиция, которая тебе потенциально могла понравиться, а теперь её больше нет, прямо совсем-совсем нет, навсегда, то тебе обидно. Ну, мне во всяком случае обидно. Кроме того, это ZUN. Он говорил, что исходники 6-ой игры он просто потерял, и вроде как не только от неё. Ну что тут сказать? Разве что «какая досада»…
Затем была пробная версия для 58-го Комикета. Это уже лето 2000-го. Там были только темы трёх первых уровней и боссов, но которые уже так и вошли в финальную версию. Затем полная версия на 59-ом Комикете, в самом конце 2000-го. И потом ещё ZUN выпустил аранжировки всех треков у себя на сайте в 2001-ом. Сказать честно, различия в версиях не настолько сильные, чтобы воспринимать их как разные произведения, и все версии одной и той же композиции оставляют после себя примерно одно и то же впечатление.
Как я уже сказал, нет ни одной песни хорошей настолько, чтобы полюбиться, настолько, чтоб я себе сохранил на плеер. В некоторых есть хорошие части, например: Primrose Shiver: берущее за душу вступление, такое многообещающее, и настолько загубленное основной частью…что же мне это напоминает? Ах да, конечно же Witching Dream из четвёртой то:хо:игры. Bruh… В «Иллюзорной Ночи Спутника» забавный диссонанс. Я люблю, когда два инструмента на первом плане одновременно играют свои разные мелодии и это получается красиво, хоть и сумбурно. Таких мелодий должно быть больше, и они должны быть ещё красивее. Потом «Воображаемая Девушка с Канаверала», первый мотив, который космический, очень хороший, жалко что так мало. Doll’s Phantom я запомнил по музыкальному CD, там у неё будет очень интересное вступление. Да и тут оно тоже забавное, впрочем. Что ещё…в Silk Road Alice используется вот этот вот японский инструмент, которого я не знаю название, и играет знакомый мотив Theme of Eastern Story, заглавной темы всей серии то:хо:…темы Рейму и Марисы, которые ещё появятся в основной серии… но опять же, я это всё скорее для отчётности пишу, а не потому что мне оно нравится. Потом Herselves…ой.
Да, Herselves заслуживает отдельного параграфа. Кажется, я её не заметил, даже когда переслушивал весь саундтрек перед написанием поста. Вот эту песню я могу себе сохранить. Состоящая из нескольких частей, каждая из которых хороша чем-то своим (кроме последней). Напоминает «Мечника с Далёкой Звезды», только тут части будто взяты из разных произведений. Тут даже ZUN сам в комментариях расписывает про каждую часть. Довольно интересно, лично для меня. Первая часть звучит так нежно, так хрупко, как будто её можно сломать, неосторожно прикоснувшись. Вторая сразу меняет настроение. Она не особо примечательная, но не выглядит. Третья часть сильная и красивая…хотя, я бы вторую половину как-то изменил бы, она звучит просто как повтор тоном выше…кажется я понимаю, почему не замечал эту песню раньше. И да, вот тут аранжированная версия мне кажется ощутимо лучше игровой. Возможно, я её добавлю себе на плеер….только надо будет сначала отрезать полностью последнюю часть, «под самый корешок».
В конце плейлиста аранжировок есть альтернативная версия босса 5 уровня, сильно отличающаяся и от игровой, и от аранжированной версии. Он её выложил у себя на сайте прямо в mp3 (в 20002 году))). Если не ошибаюсь, она появится ещё в одном из музыкальных CD, а то, что на сайте — что-то вроде превью. Да, на заметку себе: вернуться сюда, когда дойду до того диска, и не забыть сравнить с этой версией.
И да, многие мелодии напоминают о каких-то мелодиях из других игр ZUN’а, в основном более поздних. В конце концов, бóльшая часть музыки лежит впереди, в эпохе Windows. У некоторых композиций просто атмосфера такая, что «это напоминает четвёртый уровень седьмой игры», в некоторых ноты вызывают ощущение, что «я слышал нечто похожее или в теме уровня или в теме босса вот в той игре на том уровне», и потом я ещё иду перепроверять, и ни фига подобного. И я открываю и слушаю до половины треков из игры, в основном те, которые слушал лишь несколько раз и плохо знаю, и в итоге и близко ничего похожего не нахожу, и остаюсь в растерянности, а с чего я вообще тогда это взял.
Чтобы как-то подытожить: мне кажется, это первая игра, где ZUN всерьёз затронул тему космоса. Она проявляется то в одной, то в другой мелодии, где-то мельком, еле заметно, где-то явнее. Потом ZUN будет много к этой теме возвращаться: и в музыкальных CD, и в 12-ой игре, и в 15-ой. Космос ZUN’а, он вот такой.
Torte le Magic
Коротенький додзин-шмап. сделанный членом Amusement Makers под ником Pietoro по малоизвестной манге 10 Carat Torte! Вот уж что совершенно не связано с то:хо:. ZUN написал для этой игры 3 трека, один из них позже попадёт в музыкальный CD. Вроде как изначально игра была без музыки, и миди-треки можно было докачать себе потом по интернету, очень удобно даже при скоростях тех времён. У меня с этими треками точно так же: есть интересные моменты, но недостаточно чтобы вытянуть весь трек, и тоже некоторые части мне напоминают о самых разных мелодиях ZUN’а, вплоть до совсем поздних игр, но уж совсем вскользь — порой просто часть нот совпадает. Кстати, в комментах к одному из треков ZUN использует тайминги, как это делаю я ^^
Kiou Gyoku
Вертикальный сплит-скрин данмаку шутер, такой же как и то:хо: 3. И точно так же нету музыки уровней, только музыка персонажей. Игра вышла на 61-ом Комикете в самом конце декабря 2001-го года. В конце ноября ZUN приобрёл себе новый синтезатор — Roland Edirol SD-90, впоследствии прославивший ZUN’а и его музыку, во многом благодаря трубе, ставшей легендарной. Если я правильно понял, основной саундтрек Кио: Гёку должен был быть в миди, но ZUN за месяц до релиза игры переписал все композиции на новом синтезаторе, сохранил в .wav и добавил в игру как основную версию. Кто знает, может ему надоело играться с капризными sc-88, миди-инструкции которых зачастую некорректно играют на многих других устройствах. Я думаю, это желание, чтобы музыка везде играла одинаково. Миди-версии в игре так же присутствуют, и будут сопровождать и будущие то:хо:игры вплоть до демо-версии девятой части. Но — сам факт. Отсюда начинается эпоха SD-90, эпоха .wav.
Итак, вот версия .wav, вот версия MIDI. WAV тут до безобразия расширенная, вместо двух циклов тут идёт…по десять, что ли. Я в процессе подготовки поста скачал себе игру (и более того, она даже запускается на десятке), и мне проще было для прослушивания открывать файлы прямо из папки игры. Вообще обе версии очень похожи, но мне, если честно, больше понравилась миди, она более пронзительная. Поэтому тайминги буду указывать для неё.
Большая часть треков здесь несёт что-то уникальное. В Fairy Dance необычный мотив, к тому же ещё и сбивающий с ритма (0:21), как «Неизбежно запрещённая игра» из четвёртой то:хо:. В Velvet Battle все мелодии неплохие, и мне особенно нравится первая, она пронзительная, особенно в четвёртой строке (0:26-28, 0:38-41). Castle Explorer -in the Sky- аналогично, моя любимая часть на 0:57-1:22, тоже очень пронзительная, особенно на 1:02 и 1:16. Pseudoclassic мне пожалуй нравится меньше всего, хотя в ней есть забавные окончания строк, как на 0:23-29, а, и ещё в .wav версии отрывок на 1:08-34, аналога ему в миди-версии я не вижу. New Fantasy…обычная мелодия, нечего отметить, не за что любить.
«Святой рыцарь Орлеана»…окей, наверное тут самые сильные различия между версиями. Поэтому вставлю оба варианта. Тут я тоже больше тяготею к миди-версии, wav звучит как-то…томно. Зато в .wav играет та самая знаменитая труба, можно сказать что впервые. В миди-версии играет что-то вроде органа, и звучит довольно…по-церковному. Насчёт песни, главная мелодия очень…я не знаю, она не позитивная и не негативная, но и назвать нейтральной её тоже нельзя. А, ну да, она очень catchy. Из тех, что застревают из-за своей нестандартности. Но её лучше не сохранять на плеер, потому что меня не будет тянуть её послушать. Она время от времени может начать играть в голове, но этого будет более чем достаточно, и в крайнем случае можно будет прийти домой и открыть её с компьютера, и достаточно будет переслушать всего один раз…
My Maid, Sweet Maid тоже довольно посредственная. Даже нет, она какая-то слащавая, так что мне скорее не нравится. Flower of Japan, тема Ю:ки. Ю:ка — гостья из вселенной то:хо:, как и Рейму с Марисой в первой игре, её спрайты рисовал ZUN, в том числе и тот, особо меметичный. В её теме очень выделяется первая часть, мне нравится её мелодия и она звучит очень по-восточному. Здесь миди-версия впереди однозначно — главный инструмент лучше. А, ещё мне нравится, как ударные…ну вот этот вот, главный барабан…сестра подсказывает, что это бочка, вот мне нравится, как она отстукивает. Классно ритм задаёт. Блин, как же я боюсь учиться писать музыку, в основном из-за этих барабанов…сложнаааа!.. Я бы себе вырезал только эту первую часть, она офигенная. В Heart of Valkyrie главные мелодии вызывают ощущение карусели, и ещё они какие-то…неудобные. Как щётка, топорщащаяся во все стороны, или как фигура неопределённой формы, которая не становится на место в стене из кубиков. Но при этом её всё равно можно слушать. Я бы сказал, что я к ней нейтрален.
Ну и наконец «Загадочная кукла» ~ God Knows. Эта оставляет сильное впечатление. В ней две очень разнящиеся части: первая, c 0:36, очень похоже на Fantasy Corridor (о котором чуть позже), загадочное, волшебное, что-то из сказочного сна; вторая, с 1:04 дерзкая, бойкая, как…по атмосфере похоже на Greenwich in the Sky (из муз.CD сравнительно далеко в будущем), а мотив сам…я почему-то уверен, что в музыке ZUN’а (в шестой игре? нет…) есть ещё композиция с почти такой же мелодией, но не могу вспомнить, какая, и вообще скорее всего это не так. А само противопоставление этих частей напоминает о структуре «Запертой девичьей комнаты» из шестой игры. Потом ещё эта импровизация на пианино…как тема 5-го уровня в шестой игре…нет, скорее как в восьмой…Voyage 1969 что ли?..ааааа, это бесполезно гадать! Каждая мелодия теперь у меня связана с чем-то ещё! Причём не с чем-то конкретным, а скорее с ощущениями «от игры в целом»! «О, это из седьмой!», «О, то из восьмой!»…кажется я поехал… К чему это я всё? А, да. В общем, эта песня — ближе всего к последующим то:хо:играм. Как будто до них осталось всего полшага. А из-за этой странной структуры, из-за этого яркого противопоставления, ты задумываешься, а что вообще с этой мелодией? Видимо, потому и создаётся ощущение загадочности. Хотя нет, не всё странное становится загадочным. Но почему-то есть ощущение, что именно в этой композиции что-то есть. Она мне скорее нравится, но слушать её точно будет невозможно. А, и ещё: эта песня и Flower of Japan тоже потом появятся на музыкальном CD, так что я про них возможно ещё что-то напишу.
ZUN’s Strange Works
Зря я убедил себя делать это всё в один пост. Но делать уже нечего. Финальный рывок.
Хронологически это будет 2000-ый год, перед релизом Щю:со: Гёку (и один трек после релиза). ZUN выложил у себя на сайте немного миди-музыки. 3 трека, не вошедших в игру, и 3 оригинальных работы. Итого 6 композиций. Для не вошедших треков товарищ Romantique TP записал также версии для SC-88. Уж не знаю, в чём там разница с SC-88Pro, на слух я её не замечаю.
«Сумеречный волшебник» напоминает что-то из раннего то:хо:, может четвёртая игра? Даже нет, миди-версии раннего то:хо:, то, что я рассматривал в предыдущем посте. Сама мелодия слишком позитивная, и слишком безынтересная, не нравится. Но пианино на 0:39 что-то напоминает…нет, хватит, я даже пытаться не буду определить, что и откуда. В комментарии ZUN упоминает, что хотел бы как-то использовать её в какой-нибудь игре. Plastic Space, неиспользованная в итоге тема для 1-го уровня Щю:со: Гёку. Надо ли говорить, что тут она, как и Inventive City, звучит лучше, чем на той записи прототипа, что я скинул в начале поста? Разница как между треками то:хо: в играх и в Akyu’s Untouched Score. Но у неё такой короткий цикл, право. Часть с 0:42 довольно неплохая, мне нравится. Эта атмосфера космического путешествия… А, и ещё в тхтшнике с комментариями даётся много важной истории: и название университетской ярмарки, на которой они впервые показали прототип, и по которому можно определить альма матер ZUN’а; и то, что игру разрабатывали его ко:хаи, и то что они решили убрать трек из игры после того как определились с историей. Довольно интересно. Far East, в той записи прототипа её нет, но ZUN говорит, что она планировалась как тема экстра-уровня; и ещё, судя по его комментарию, он играл в прототип экстра-уровня под неё и не мог справиться с мид-боссом, и поэтому решил, что она не подходит, и вырезал сам. Вообще это так странно, одни композиции они хотят добавить в игру, но некуда, нет такой игры; про другие они сами решают, что те не подходят для игр; третьи отметаются разработчиками игры, для которой они пишут… Я видимо не пойму насущных проблем композиторов, пока сам не начну писать…
Magic of Life, ZUN в комментах говорит, что она относится к «музыке Алисы». У него есть какое-то своё представление о том, что это за музыка, по его словам это мелодии в западном стиле, и он приводит примеры песен из старых то:хо:игр. Я бы не сказал, что мог бы их вычислить без подсказки, и вообще, когда ZUN пишет в комментариях, что что-то там у него в песнях западное или восточное, я такой «серьёзно? ну ок, как скажешь». Я распознаю песню как восточную, если в ней прямо используются народные японские инструменты, а уж определить, западная ли мелодия или нет (по ZUN’у), не могу в принципе, я могу только определять ощущение от неё, и конкретно эта мелодия — ужасно заунывная. А, и если уж упоминать, в самом конце трека, с 3:18, играет одна челеста. Это же челеста, да?
Inventive city
Я её сразу полюбил, как услышал. Светлая, яркая, и у меня ощущение, будто она неторопливо разворачивается по ходу произведения. Как будто ты вышел пройтись по городу, и ты идёшь и смотришь на окружающие здания. Или не по городу, а по огромному, ярко освещённому зданию. У меня почему-то ассоциации с университетом (из-за клавесина? это клавесин? или просто такое пианино?). Высокие потолки, и такие же высокие, во всю стену, окна, неширокие и оканчивающиеся сверху полукруглыми арками. Что-то в неоклассическом стиле. Так, что ты даже чувствуешь какое-то благоговение. Не просто университет, а скорее храм науки. Да, у меня почему-то ассоциации с сайд-скроллерами. Только эта музыка — для такого уровня, где у тебя нет противников, и ты просто ходишь по храму науки, ищешь какого-то персонажа (учёного! или изобретателя!), или ещё какое-нибудь задание делаешь, квест выполняешь. Да, надо сделать под эту музыку уровень в квесте с видом сбоку, только с управлением как у обычного сайд-скроллера. Ага, да, и потом ещё попросить у него разрешения использовать у себя в игре этот трек…мечты-мечты. Пусть упокоится навеки на кладбище идей. А эту песню я очень часто включаю себе, когда выбираюсь в город по делам. Особенно когда выпадает гулять по fancy районам больших городов в ясные дни. Эта яркая, светлая и неторопливая атмосфера обычно идеально подходит для таких прогулок.
«Коридор грёз»
Эта песня меня тоже сразу…околдовала. Очень красивые секции, и главная мелодия пленяет своей загадочностью. Если к чему и придираться, то я не люблю такие импровизации, как пианино тут, в конце первой половины. Зато как во второй половине подводят к финалу! Начиная с 1:03 песня заставляет тебя ожидать кульминацию в конце цикла, предвкушать её. И та не разочаровывает. Как же мне нравится, что фоновый пианинный перебор из 4 нот, проходящий через всю песню, в самом конце, во второй и четвёртой строках, выходит на первый план (1:22, 1:30)! Какое же это неземное чувство… Если честно, я не слушаю эту песню так часто, насколько она мне нравится. Видимо, виною этому…настроение. Как бы, слушать что-то, когда весело или грустно — это всё понятно, но как часто вам — загадочно? Поэтому я зачастую включаю эту песню после предыдущей, они лежат в одной папке на плеере, и кроме них в ней ничего больше нет. Вообще у меня порядком есть песен, находящихся в таких «связках», когда после одной ты включаешь вторую. Зачастую они из одного произведения, и вторая хороша, но по каким-то причинам я её отдельно не навещаю. И включаю лишь в связи с тем, что перед этим включил и послушал первую. Как-то так.
Фьюх, вот я и закончил. Мне казалось, что этот пост будет коротким…как же сильно я ошибался. Он по размеру как 2 поста…ну вот, уж очень я хотел в один пост всё это сделать, такие дела. Ну и напоследок маленькая интересная история про ZUN’а (из вот этого интервью, искать по слову «applied»): в 2001 году, работая в видеоигровой компании, ZUN понял, что хочет делиться своей музыкой и дальше, распространять её как додзин-произведения, поэтому он зарегистрировал для Комикета додзин-кружок «Ансамбль Призрачной Музыки Шанхайской Алисы» и подал заявку на участие как музыкальный кружок, которую почему-то отклонили. Тогда он решил просто снова сделать ещё одну игру и добавить свою музыку туда, как он это делал со своими первыми то:хо:играми. Поэтому его кружок из одного участника, сейчас более известный как Team Shanghai Alice, переквалифицировался на видеоигры и начал пилить шмап на виндовс к следующему комикету, которым стал Комикет 62 летом 2002 года…