Музыка из Touhou Project, часть 8, TH06+ZCD01

C: . M: . Теги:

Ссылка на предыдущую часть.

Ничего себе. И года не…то есть, больше трёх лет прошло с первого поста. Я наконец-то добрался до шестой игры. Если останется место, заодно напишу про первый музыкальный альбом.

TH06

После четырёхлетнего перерыва ZUN триумфально возвращается с новой игрой серии то:хо:, платформа теперь windows, основной саундтрек в .wav, а в качестве врагов-боссов — волшебница-затворница в пижаме, страдающая анемией; горничная, умеющая останавливать время; пара лоли-вампиров; и так, по мелочи, ничего нового. Одна из этих двух вампиров закрыла небо алым туманом, поэтому ей надо настучать по голове. По прохождении — глупенькие концовки уровня скорее не «сюжет» а «slice of life». В игре не виден хитбокс игрока, в нижней части экрана ещё нет метки, показывающей расположение босса…напоминает историю развития рокмэна, где подкаты и заряжание основного оружия появились лишь в третьей и четвёртой части, но самая популярная часть — вторая. Впрочем, саму игру оставлю фанатам жанра, сам же буду слушать музыку.

Основной саундтрек на ютубе можно послушать например тут. Midi-версия от всё того же Romantique TP тут. Я лично считаю что миди-версия проигрывает записанной, из-за легендарных «труб ZUN’а», прямо со старта (в теме титульного экрана с 0:25). Они пронзительные, и с ними любая песня врезается в мозг. Кому-то приятно, кому-то режет уши, но запомнится всем.

Как я уже сказал, мне тут не особо много нравится. И я пожалуй пропущу все песни, про которые мне нечего сказать: тут есть и весёлые, но не примечательные (титульная, 1ур., 6ур.), и унылые (2 ур., 4ур., концовка) по моему личному мнению. Об остальных — начинаю:

«Призрак, блуждающий в ночи»
Тема босса 1-го уровня, Румии. Я очень, очень очень сильно люблю главную мелодию, с 0:25. И я очень обижен на ZUN’а, что он не сделал версию для музыкального CD. Для кучи других, посредственных мелодий сделал, а для этой нет. Как бы, с одной стороны, многие мелодии из шестой игры звучат немного…коряво что ли; с другой стороны, те песни, что ZUN отбирает для своих музыкальных альбомов, он «причёсывает». Некоторые от этого становятся хуже, некоторые ощущаются как совершенно другие мелодии, ну и некоторые только краше становятся. Я просто представляю, как бы могла звучать «причёсанная» версия… Эта песня почти сразу поселилась у меня на плеере, и является моей собственной «шестой частью то:хо:».

«Любимая проказница»
Тема босса 2-го уровня, феи Сы…то есть Чиллно. Песня, ставшая культовой, в основном из-за любви фанатов к персонажу. Ну и у меня на плеере она лежала всё это время, почти с самого начала, как я взялся сохранять себе то:хо:музыку на плеер. Но сейчас, при написании этого поста, я её удалил. Ну то есть, да, она лёгкая, приятная для слуха, запоминающаяся. Но если подумать, я никогда не любил эту мелодию. Скорее я к ней нейтрален.

Chinese tea
Тема 3-го уровня. Значит, забегая вперёд, скажу, что когда я только узнал про то:хо: и начал беспорядочно слушать музыку в вк, я почти сразу наткнулся на версию этой песни из музыкального CD №3. А потом, когда добрался до этой, оригинальной версии, я был в шоке — она звучит так, будто в ней поломаны инструменты: и скрипки, и трубы. Она режет уши даже мне. Всё так плохо, что даже миди-версия звучит лучше. В общем, тем и запомнилась. У многих красивых вещей очень…сомнительные первоисточники. Про ту версию я расскажу, когда доберусь до того диска, она у меня одна из самых любимых.

«Шанхайская Алиса в 17 год Мейдзи»
Тема босса 3-го уровня, Хон Мэйрин. Песня, состоящая из основной части и всего остального, что служит лишь вступлением перед ней. С основной частью есть такая проблема: как бы, первая-вторая-третья строки прекрасны: очень красивые, чарующие, волшебные, знойные, только они звучат так, будто служат лишь подводкой к четвёртой строке. То есть вся песня сходится на этой четвёртой строке, которая должна быть кульминацией. А четвёртая строка это простой проигрыш. Внезапно. Вместо четвёртой строки просто набор нот, которому место в переходе. И из-за этого всё разваливается. И напряжение, и ожидания. И удовольствие от песни. Выстреливает вхолостую. И сначала я пребывал в шоке и непоминании: «а где?». А потом начал горячо ненавидеть песню, которую вот-вот почти полюбил. И с ней ничего сделать невозможно, выреза́ть строки из блоков бесполезно, и заменить её не на что и некак. Боже, какой же у неё был потенциал…

«Запертая девичья комната»
Тема босса 4-го уровня, Пачули Ноуледж. Ну, тут классный припев. Мне пожалуй нравится, именно этой своей грозностью, а ещё контрастом между этой грозной и второй, спокойной, частями (вспоминается God Knows из второго сэйхо:). Но не настолько, чтобы добавить на плеер. А, и ещё, знаете, я довольно рано взялся за фанатское аниме по то:хо:, «калейдоскоп фантазии», а там товарищи всерьёз заморочились с инструментальными аранжировками. Для этой песни они сделали версию в испанском стиле, с кастаньетами. И я вам скажу, ей идёт.

«Горничная и карманные часы крови»
Тема 5-го уровня. Куплет, который звучит как вступление, затем переход и после него снова повтор этого же куплета. ZUN часто любит так делать. Главная часть…если честно, после знакомства с «У. Н. Оуэн это она?», главная часть отсюда звучит как прототип той легендарной мелодии. А, ну и, в том же аниме очень эффектная аранжировка, с клавесином и тикающими часами на фоне (ссылка на короткую версию, там в конце плейлиста ещё длинная есть).

Lunar Dial
Тема босса 5-го уровня, Сакуи Идзаёй. ZUN говорит, что не умеет в рок. Ну, да мне как-то без разницы, главное чтобы основной мотив был классный. Первая часть после вступления, на 0:20, заунывная…нет, не то слово…завывающая, вот. Главная часть звучит отстранённо, как будто она с Луны. А вот её первый повтор, на 0:52, мне очень нравится. Но на втором повторе ZUN решил опустить ноты (другая тональность, или как это называется?), и в результате мелодия превращается в неприятную. И знаете, ей-богу, сколько я перевстречал таких вот «повторов с изменениями звучания». Как легко можно испортить мелодию. Общее впечатление от песни скорее неприятное. А я мог бы себе вырезать этот первый повтор отдельно, но не стал заморачиваться.

«Септет для мёртвой принцессы»
Тема босса 6-го уровня, Ремилии Скарлет. Первая часть очень унылая. В духе классической музыки. Ну, конечно же, потому что тема Дракулы, а это Европа, все дела. Главная часть пободрее. Классический финальный босс ZUN’а. Ну, здорово. Правда, мне ни один мотив из песни не нравится. Увы.

«Столетие девочек-волшебниц«
Тема экстра-уровня. Окей, это моя самая любимая песня из шестой игры. Да, именно она, а не У. Н. Оуэн.
Хммм, с чего бы начать? Ну, у этой песни опять структура с двойным повтором куплета: на 0:25 переход, но после него идёт не припев, а снова куплет, расширенный, даже здоровенный. В итоге цикл получается большим. И, я бы не сказал, что в первой половине есть какая-то мелодия, это просто филлерная часть. Но у неё приятное звучание. И пожалуй да, если бы она была ещё чуть дольше, я бы взялся её укорачивать, но такая как есть она ещё нормально. Наверное, без неё припев бы приедался. Особенно мне, ведь я её себе включаю постоянно. Чаще всех других песен из этой игры.
И, собственно говоря, припев. Трубы ZUN’а и очень красивая мелодия. Мой самый любимый момент на 2:03, когда на главный план выходит вторая труба, и как они между собой переговариваются на 2:07. Миди-версия не такая пронзительная, потому что не «трубы ZUN’а», но в ней есть забавные колокольчики на фоне, например на 1:49.
В общем, очень милая девчачья песня. Добрая и светлая. Как праздник, который никогда не заканчивается. Как будто 2002-ой год никогда не закончится. Как будто навсегда останешься ребёнком.
Не понимаю, как можно было в игре после вот такой вот песни поставить следующую.

«У. Н. Оуэн это она?»
Тема босса экстра-уровня, Фландре Скарлет. Да, я про неё уже писал в самой первой части этого цикла. Только написал в основном про то, какая она известная и как её любят фанаты. Нет, я её конечно же тоже люблю. И сам ZUN писал что это его самая любимая песня в игре. Просто, я не знаю…она так сделана, что ты её просто обязан любить, и ты от этого никуда не денешься. Несмотря на то, что она так жестоко звучит.
Я имею в виду, какофония со старта, потом проигрыш в духе кастлвании, потому что, ну, вампиры. И основная часть. Мало что может сравниться с этой пронзительностью. И с этой красотой. Сумасшедшей красотой. Мне нравится как на втором повторе проигрыша на 1:24 добавлена ещё одна строка, причём не как вторая, а как первая. Мне нравится, что ещё добавлена небольшая пауза, и что после неё ударные отбивают лишь половину такта в самом начале, перед тем как разогнаться. Вообще ударные на припеве (бочка? это бочка?) добавляют это ощущение…неизбежности. Как будто несмотря ни на что бой будет продолжаться. И сама мелодия…она у меня всегда ассоциируется с круговыми атаками. Когда ты оружием ближнего боя делаешь широкий замах и описываешь полукруг (у босса даже есть такая атака здоровенным мечом). Вот такая вот полукруговая мелодия. И она бесспорно безумная. Неудивительно, что её в своё время использовали для MAD’ов. Те, кто слушает её постоянно, наверное сумасшедшие. Я её включаю сравнительно редко, обычно когда нужно что-то безумное. А это нечасто. Заниматься под неё какой-то работой, делами по дому там…ну, сами понимаете. В общем, вот такой вот он обоюдоострый, флагман то:хо:музыки. Лютая вещь.

Eastern Dream…
Тема титров. Когда титры, это всегда dream. Признаться, я когда в начале начал взялся по порядку слушать все саундтреки всех игр, я пропустил её. Прослушал и сразу забыл. Я даже не помню, как. А потом, по какому-то случаю, достал её из архива и включил переслушать, опять же, не помню, почему. И я был в шоке — как я мог её пропустить?
Пафосное, эпичное вступление, и потом внезапно простенькая, очень красивая и милая мелодия. Но при этом какую же ностальгию она вызывает, как же она берёт за душу.
ZUN пишет, что он сделал её более светлой и оптимистичной по сравнению с другими темами титров. Возможно это так, но почему от неё такая грусть? Возможно, как раз именно поэтому? Когда прощаются с улыбкой на губах, в сердце особенно грустно. В противовес столетию девочек-волшебниц, слушая её понимаешь, что это конец. Приключение закончилось. Пора прощаться. 2002-ой год уже не вернётся. Более того, он уже больше 20 лет назад в прошлом.
Вообще я считаю, что нельзя прощаться с чем-то, с чем ты, ну, не знаком. С игрой которую ты не проходил. Даже не запускал. Как бы, я тут опять себя веду как бессовестный бесчестный пират. Перечитал диалоги сценариев на то:хо:вики. Насмотрелся прохождений, в основном пёрфектов, на ютубе. Даже понаходил записанные концовки, хотя ZUN строго-настрого это запретил их выкладывать. Потому что они рисовались как награда, только для тех, кто смог пройти игру. Пусть это и простые зарисовки общения персонажей игры между собой, несерьёзные, даже глуповатые. Это всё часть игры, часть мира, который был создан, вырос из этой игры. Такой несуразной игры, с диалогами ни о чём и с кривыми портретами персонажей, с жесточайшим пулевым адом в качестве геймплея и с невероятной музыкой. Я не играл в эту игру, я её даже не запускал, и сохранил себе лишь несколько треков. Но всё равно, огромное спасибо за то, что она есть, и…блин, да почему же так сердце сжимается от темы титров?

ZCD01

ZUN всё-таки притащил музыкальный диск на тот комикет, и продавал вместе с игрой. И на следующем комикете тоже продавал. В первый раз диск был снабжен буклетом с (каким-то наркоманским) рассказом в духе «10 негритят», который нужно читать параллельно с прослушиванием, когда каждой песне с диска соответствует свой отрывок. Во второй раз шёл уже другой рассказ…даже скорее набор бессвязных параграфов-зарисовок. Из разряда «понять нельзя, можно только прочувствовать». И в них уже есть та атмосфера, на основе которой будет выстраиваться вселенная то:хо:. Словесное описание Генсо:кё, его устройства и истории, подъедут чуть позже, в прологе седьмой игры. Потому что в шестой игре у нас есть только название, и что внутри есть храм, озеро, да особняк. А, и ещё лес, где Мариса живёт. Ну да, впрочем отвлекаюсь. Касательно обоих рассказов…я человек, плохо умеющий в атмосферу, в настроение, в авторский посыл. Я не люблю разглядывать картины в музеях, пытаясь понять, что же художник хотел донести, что выразить. Я умею только в конкретику, поэтому такие тексты для меня ценности не несут. А музыка…ну, я всё равно в ней слышу что-то своё, и воспринимаю по-другому.

С тех пор ZUN регулярно выпускает музыкальные диски, и на них идёт или музыка из его игр, или оригинальные поделия. Музыку из игр я ещё для себя делю на ту, что он почти не изменял, ту, что он лишь слегка улучшил/испортил, и такую, которую он изменил до неузнаваемости, так что в итоге новые песни воспринимаются как независимые произведения. Первый диск называется Dolls in Pseudo Paradise (ну и названьице, как всегда), и если разбивать песни из него на группы, то получается примерно так:

  • К аранжировкам, в которых я не вижу разницы с оригиналами, относятся 6 и 11:
    • God Knows отвалилось, из названия осталось только «загадочная кукла». ZUN тут напереименовывал композиций в альбоме….впрочем неважно. Эта аранжировка целиком и полностью основана на .wav-версии из второго сэйхо:, я не слышу отличий. Такая же загадочная.
    • У. Н. Оуэн это она?». Дежа вю, про саму песню ничего нового сказать не могу, уже выговорился выше. Он поместил её на альбом с минимальными отличиями. Видимо, хотел, чтобы её послушало как можно больше народу. Знал бы он, чем это обернётся…
  • Аранжировки, которые имеют лишь незначительные отличия, это 3, 5, 10, 12:
    • Japanese Flower основывается на .wav-версии Flower of Japan из второго сэйхо:. В отличие от «загадочной куклы» тут наш великий композитор походу ещё и тональность опустил. И по ощущениям она из-за этого звучит мягче, а уж в сравнении с midi и подавно. В общем, самая мягкая версия. А мне, как я писал, больше нравится миди, потому что более пронзительная за счёт инструментов.
    • И снова «восточный причудливый диалог», на основе миди-аранжировки. Можно наверное сказать, что это окончательный вариант? Я так полагаю, разница между этой версией и предыдущей — это как раз разница между SC-88 и SD-90. Тут, например, не слышно фоновую трель в конце строк (0:24-25), которая там отчётливо слышна (0:27-28). Да и главный инструмент потерял в пронзительности, особенно заметно на 3:17. В общем, я считаю это даунгрейдом миди-аранжировки, которая сама по себе была довольно противоречивая.
    • «Реинкарнация»…нет, не reincarnation, теперь это «реинкарнация», потому что теперь катаканой…нет, я не хочу это объяснять… Короче, эта песня у нас также на основе миди-аранжировки. Опять разница между SC-88 и SD-90, или «если бы она была в ost’е второго сэйхо:, её .wav-версия была бы такой». Я считаю, что тут основная часть с 1:41 звучит лучше. Ещё бы, всё-таки трубы ZUN’а. А так, она в деталях повторяет оригинальную аранжировку (да-да, оригинальную аранжировку). Про ту я подробно описал, сейчас мне добавить нечего, это всё та же величественная реинкарнация.
    • Последняя аранжировка аранжировки на сегодня, «вечная жрица». Теперь на фоне есть звуки дождя и грома. Теперь сделано какое-то сумбурное и скомканное, но окончание. Ну и так, по мелочи, некоторые вещи лучше звучат в той аранжировке, некоторые в этой. Но по общему впечатлению они обе примерно одинаковы: это всё неподходящие инструменты для данной мелодии. Лучше, чем fm-версия, вариантов нету, и мне кажется, что не будет.
  • Аранжировки, которые сильно изменены по сравнению с оригиналами это 2, 4, 7, 9:
    • У второго трека сменилась английская часть названия, теперь это не Ancients, а Red and White. На 1:04 появился мотив, которого нет в оригинале, и вообще это теперь не повторяющийся цикл а…ну, более-менее похоже на песню. Ну и так как это тема Рейму, она продолжает появляться в играх, причём, если я правильно понял, версия Ancients будет аранжирована в 12.3-ом файтинге, а версия Red and White — в 14.5-ом. В принципе я эту главную мелодию не люблю, и в версии из первого сэйхо:, и здесь тоже.
    • «Шанхайская Алиса в 17 год Мейдзи»…окей, забудьте всё, что я писал выше в этом посте, тут у нас совсем другая песня. По строению это тоже не 2 цикла, а песня. Здесь тупо нет главного мотива, того, из-за которого я так ныл на трек из игры. Основная часть песни тут пустая, без мелодий, а я это дело очень сильно не люблю. Есть мелодия на 2:54, и я долго не мог вспомнить, откуда он, такой знакомый. Оказалось, что из темы Рейму из третьей игры. Я писал, что мелодия мне нравится, но её тут, кажется, исполняет та же поломанная скрипка, что и в Chinese tea. В общем, такое себе произведение. Не люблю я такие.
    • Эммм…это…окей, видимо придётся…короче, касательно наименований: во-первых ZUN помимо чисто японских и чисто английских ещё любит давать песням названия из двух частей. Усугубляется это тем, что японский язык заимствует много английских слов, и их пишут катаканой. То есть в условной エニグマティクドール ~ God Knows первая половина читается буквально enigmatic doll, но так как это японская часть, то по соглашению я её перевожу — «загадочная кукла». Во-вторых, наш великий наименователь взял привычку менять названия для аранжировок на музыкальных альбомах. Как итог, что у нас тут с седьмым треком? Это тема четвёртого уровня из первого сэйхо:, я про неё ничего не писал. Называется она «Механический цирк» ~ Reverie. Но её аранжировка на диске теперь サーカスレヴァリエ. «механический» отвалился, «цирк» остался как был, а reverie теперь пишется катаканой, и я теперь должен её переводить. И это тупо, потому что во-первых это всё та же reverie, во вторых это слово из разряда труднопереводимых. Аргх! Пусть будет…»цирковая мечтательность»? Ну и цирк…
      Касательно самой песни, про оригинал я ничего не писал, потому что он для меня был слишком унылый. Эта аранжировка, да — это нецикличная песня, и в ней есть несколько новых мотивов (тот что на 1:24-39, я точно слышал в другой песне, но сейчас сходу не найду), и…о боже она стала в несколько раз унылее, ну нафиг.
    • Witch of Love Potion из torte le magic. Тоже больше не цикличная. Ну и в общем-то добавление в неё медленных лиричных моментов вызывает во мне лишь большее уныние. А так конечно миленькая девчачья песня. Интересна она лишь в том плане, что ZUN даже те три песни включает в свою музыкальную коллекцию. Право композитора.
  • Ну и оригинальные композиции тут — это треки 1, 8 и 13:
    • «Легенда Хорай» служит открывающей песней, она спокойная, восточная, у неё красивый главный мотив с 0:54…в общем, нуднятина.
    • «Кукольный лес», забавное вступление. Можно сказать, что в стиле ZUN’а. Мне всё кажется, что этот бас используется где-то ещё в какой-то из игр, но не могу найти. Очень нравится быстрая фоновая мелодия с 0:40. Если бас из вступления подойдёт разве что куда-то на тему титров или финального счёта, то это чисто игровая мелодия ZUN’а. Но жалко, что опять на первом плане ничего нет.
    • «Необычайная повседневность летящей в небе жрицы»…мда уж, ну и название напоследок. Главная мелодия чем-то напоминает вторую мелодию «загадочной куклы». Своей дерзкостью, что ли? Но мне почему-то кажется, что вот тут-то трубы вышли слишком кричаще, слишком пискляво. Да и сама мелодия мне как-то не нравится.

Мда, это было насыщенно. Ну что ж, хорошо, дальше будет только больше культовой классики. И вообще, мне надо держать темп по одному посту в месяц, иначе я и за 10 лет не управлюсь расписать всё, что хочу. Обещать не буду, потому что обязательно надо оставить себе лазейку, но постараться — постараюсь. До встречи в следующей части.