Музыка из Touhou Project, часть 2, TH01 + AUS05

C: . M: . Теги:

В прошлой части я написал, что на рутрекере в раздаче товарища HiroariTillWhen есть вся музыка из основных то:хо:игр. Только такой нюанс: музыку пяти первых игр он взял из музыкальной комнаты 5-ой игры. И если музыка из 2-4 игр совпадает с тем, как она звучит в самих играх, музыка из первой игры очень и очень отличается. Настолько, что я считаю все пары мелодий разными произведениями. Вот пример: первая мелодия первой игры, тема меню.

Слева она звучит точно так же, как и в игре. Как я говорил, игра для платформы PC-98, запустить её можно на эмуляторе. Я где-то скачал neko project 21, настроенный под то:хо: — после запуска эмулятора там открывается окно, где предлагается выбрать одну из пяти первых то:хо:игр, переведённых на английский, и сразу начать играть. В сами игры я, разумеется, не играл, поэтому не могу оценить, как эмулятор себя ведёт при игре. Но чтобы зайти в музыкальную комнату и послушать музыку в каждой игре — работает без нареканий. И да, в музыкальной комнате пятой игры внезапно есть музыка из всех пяти игр. ZUN был уверен, что закроет серию то:хо: с пятой игрой, я как-нибудь попозже об этом тоже расскажу. Просто обращаю внимание на то, что разница в звучании там и в самóй первой игре разительная.

Справа версия из Akyuu’s Untouched Score. Если по-простому — это переиздание музыки первых 5 игр в 2006-2007 годах. После выхода TH07.5 и TH08, когда были снова использованы темы Рейму и Марисы из первых игр, ZUN, решил переиздать всю музыку. По сравнению с оглушительной популярностью игр на Windows, про игры PC-98 мало кто знал, наверное. Я думаю, ZUN не хотел, чтобы эту музыку забыли. В техническом плане в AUS музыка соответствует той, что была в музыкальной комнате 5 игры, но при этом звучит лучше, то:хо:вики рассказывает об использовании дополнительного звукового канала, который в игре был задействован под SFX’ы. Моё мнение таково: если хочется послушать музыку из 2-5 игр — можно просто брать музыку из AUS, никакой разницы не будет, кроме лучшего звучания в целом. Что-то аналогичное делает парень под ником 8BitStereo на ютубе для музыки из игр на NES.

Так почему первая игра стоит особняком? То:хо:вики говорит, что в ней использовался другой звуковой драйвер для программирования нот, по сравнению с последующими играми — mdrv2. Я как-то раз однажды лез в жёсткий диск эмулятора и ковырялся в файлах игр, и в первом то:хо: музыкальные файлы имели даже другой формат. Не сказать, чтобы я особо старался, копал и исследовал, но открыть их я не смог. После первой игры ZUN полностью отказался от mdrv2, а для музыкальной комнаты пятой игры полностью переписал всю музыку из первой под новый драйвер. Что, кстати, обидно — мне оригинальное звучание нравится больше. То, что я называю пронзительностью, а все остальные — писклявостью. Спасибо некоему redcar, что выложил плейлист со всей музыкой на ютубе. Так я про неё и узнал.

Я в своё время пытался оформить раздачу на рутрекере, просто скачав эту музыку с ютуба, но где-то произошёл апконверт, возможно в моменте загрузки на ютуб, и раздачу открывать не стали. Спустя какое-то время я взялся записывать музыку прямо из эмулятора, в этом neko project’е была опция записи прямиком в wav. Записывал, разумеется, в музыкальной комнате первой игры, потом обрезал и оформлял в sony sound forge. Последний как-то по-своему решал, как задавать битрейт, и вообще у меня к нему накопилась уже масса претензий за последнее время, но это я в сторону ухожу. Помимо прочего, записанная мной версия немного отличается по звучанию от версии redcar’а, и потом я уже на своём плеере заметил, что она тихая, надо было чуть увеличить громкость при редактировании. И ещё не могу себе простить один момент — так как я записывал из музыкальной комнаты, я там переключал треки, нельзя было стартовать с тишины, и трек «восточный причудливый диалог» у меня начинается с помехи. Звучит как одна лишняя нота в самом начале. Причём это не просто нота другого трека, с которого я переключился. Она «вплетена» в начало, если её обрезать, отрезается и само начало этого трека. Кроме того, это у него не начало цикла, а интро, оно не повторяется, и в общем мне не удалось его чисто записать. Вот у redcar’а звучит чисто, я не знаю, как он записывал. Он умудрился ещё и «магическое зеркало» записать в двух вариантах, как они идут в игре на двух разных боссах. Короче, свою раздачу я оформил, её можно найти по запросу touhou reiiden, но слушать я всё равно рекомендую версию на ютубе.

Ну и, раз уж у меня есть собственный блог, на котором можно писать, что вздумается, распишу-ка про все песни из этой игры, от самых нелюбимых к самым любимым. Почему бы и нет? Во время чтения можно слушать плейлист редкара, который я скинул чуть выше. Ну а ссылка на следующую часть будет где-то здесь.

«Клинок изгнания зла»
Вот одна песня в альбоме, которую я по-настоящему не люблю. Мне просто не нравится главный мотив. Он некрасивый, звучит глупо, ничем не запоминается. Я её слушаю только в крайних случаях, когда, например, записываю саундтрек для раздачи, или как сейчас, чтобы написать отзыв.

«Ну давай, пока не умрёшь от изнеможения»
Забавная, бодрая, но мне не нравится мотив. Есть хороший момент на 0:28-0:32, но кроме него — ничего такого, за что я мог бы зацепиться. Её можно слушать, но я просто безразличен к ней.

«Умрём вместе»/Civilization of Magic
В муз. комнате 5-ой игры ZUN её зачем-то переименовал. Опять же, мне не нравится мотив. У неё эффектное вступление, и она создаёт ощущение финальной битвы, когда ты думаешь, что уже победил, но босс начинает вторую фазу, с полным здоровьем. Но в ней просто нет ничего, ради чего я бы её слушал. Насчёт оригинального названия, если я правильно нагуглил, это такое устойчивое выражение в японском, употребляется чаще по отношению к врагам, в значении «я прихвачу тебя с собой». Под стать финальной фазе последнего босса в хардкорной игре.

Highly Responsive to Prayers
Титульная песня. Я её недолюбливаю. В ней есть хорошие моменты, особенно 01:26-01:38. Но если слушать цикл целиком, ощущение такое: песня всё нарастает, нарастает, и потом просто начинается заново. Главный мотив создаёт ощущение подготовки к припеву, который никогда не наступает. Ощущение в стиле promised but not delivered. В аранжировке ZUN её урезал и перетасовал местами блоки, и то, что осталось, возможно, звучит лучше. Неоднозначное изменение. В любом случае, я считаю их разными мелодиями. И слушаю их редко.

Oriental Magician
Хм…эту я слушаю очень редко, наверное из-за чрезмерно растянутого начала, или потому что главный мотив ничем не цепляет. Причём она сама по себе довольно неплохая. Забавная. Думаю, укорочение её в аранжировке пошло ей на пользу. Но я всё равно её почти не слушаю ¯\_(ツ)_/¯

«Храм ветра»
В игре не используется. Согласно то:хо:вики, была добавлена для теста звука. Её нету ни в муз.комнате 5-ой игры, ни в AUS. HiroariTillWhen включил в свою раздачу оригинальную версию. Эх, вот бы, чтоб я так писал тестовую музыку. С виду веселая, глупая и несерьёзная, на самом деле, она неплохо так написана, и её тоже можно слушать на повторе довольно долго. Мне нравится момент на 0:44-0:58, фон прекрасно дополняет главную мелодию, которая становится серьёзной и немножко грустной. Очень недооценённая песня

«Магическое зеркало»
Забавная, короткая, хорошая мелодия. Единственный её недостаток — она, пожалуй, слишком короткая. Переход перед припевом и сам припев напоминают «легенду о KAGE», и я сам её считаю младшей сестрой той песни. Поэтому обычно, если выбирать, какую из них слушать, я выбираю вторую. Интересный факт, что она используется с немножко разной высотой звука для двух боссов, на которых она играет.

«легенда о KAGE»
Кагэ по японски значит «тень». Причём её можно записать как минимум четырьмя разными иероглифами. Скорее всего они несут разный подтекст, как обычно. Поэтому писать каной или латиницей — хитрый для японца ход, чтобы скрыть, какой же смысл он имел в виду. Может, все эти смыслы одновременно. Сама песня пострадала в аранжировке. Здесь на заднем фоне в припеве играет эта балалайка, причём в бешеном темпе. Может быть даже быстрее, чем вся The Positive and Negative. Без балалайки эта песня только теряет. Я её люблю, но слушаю довольно редко, ради припева. Всё, что до него, я называю «вступлением», и мне не нравится, что это вступление дольше основной части. Когда-нибудь у меня дойдут руки и я пообрежу эту песню. Тогда, думаю, буду слушать её чаще.

«Ирис»
Вначале казалась мне одной из тех мелодий, которые навевают смертную тоску. Темы финальных титров зачастую таким грешат. Но эта со временем вросла в меня. Хорошая. Я очень редко включаю её, но когда включаю, её приятно слушать. Это ощущение спокойствия. Забавно, как сильно отличается фоновый мотив в оригинале и аранжировке. Реально разные произведения.

«Вечная жрица»
По сравнению с другими песнями эта медленная, тихая, и такая хрупкая. Ударные в начале звучат как шаги. Очень грустная мелодия. Я её сильно люблю, но, честно признаться, слушаю редко по сравнению с другими. В ней нет одного главного мотива, в каждой части он свой. И мне нравятся они все. Самая пронзительная часть — переход, завершающий цикл.

A Sacred Lot
Первая песня, которую игрок встречает в первой игре, тема меню. Здесь впервые используется эта структура: когда, по ожиданию слушателя, должен начаться припев, снова идёт начало куплета. Песни с такой структурой ещё будут встречаться то тут, то там в играх то:хо:. Основная часть может кому-то показаться немножко занудной и пустой. Но какой же красивый припев на 1:03. Навевает воспоминания о вещах, которые никогда не происходили, и временах, которые я не застал. С ним эта песня сразу становится любимой. И это вступление к нему, с 0:51. Берёт за душу. Я всё пытаюсь понять, что за чувства эта песня оставляет после себя. Какую-то смутную, невнятную грусть.

«Ангельская легенда»
Самый длинный цикл в первой игре. Всё потому что в цикле одна и та же песня повторяется дважды, второй раз просто без ударных. Похоже на Arab Rock из Алладина на Sega Mega Drive. Но там ещё совершенно разные вторые половины песни. Тут же, кроме ударных, никаких различий нету. После четырёхстрочного блока два раза повторяется восьмистрочный. Мне в нём нравятся последние две строки. В припеве очень классный момент на 1:00-1:06. Забавно, как на 01:18 снова начинается восьмистрочный блок, но первые две строки опущены, и ты понимаешь это, когда слышишь две строки. В целом песня идёт сразу за «восточным причудливым диалогом» как прекрасный фон для какой-нибудь рутинной, бесконечной деятельности. Причём она более боевая. Наверное, для битвы с непобедимым боссом, или отбивания бесконечных волн мобов, что-то такое. Слушаю её довольно часто по сравнению с той же «вечной жрицей».

The Positive and Negative
Вот кому больше всего досталось при аранжировке. Там эта песня просто убита. Этот высокий пронзительный звук на первых десяти секундах. Эта фоновая трель, её особенно хорошо заметно на 0:35-0:45, она красиво и органично дополняет главную мелодию. В оригинале песня создаёт ощущение огромной скорости, под неё начинает быстрее колотиться сердце, под неё хорошо включать турборежим, когда едешь на машине или летишь на самолёте. В аранжировке ничего этого нет. В ней вообще ничего нет.

«Восточный причудливый диалог»
Вот она. Бесконечная песня. У меня она всегда будет ассоциироваться с дорогой. Помню, было время, когда я возвращался домой с работы пешком, по 2 часа, потому что была забастовка транспорта и я жадничал брать такси. Особенно тяжелый был первый день, шёл проливной дождь. Самая противная вещь зимой это дождь. И темнеет рано. Я бреду, плохо представляя, сколько времени так идти буду. И в наушниках эта песня на повторе. У неё есть интро. Интро не повторяются. И в интро стартует фоновый мотив. Он играет через весь цикл, не останавливаясь, только замирает в начале второй половины цикла. Мне нравится, как он дополняет главный мотив на 0:45-0:47. Этот фоновый мотив, вместе с ударными, напоминает звук мотора. В интро стартует зажигание, на 0:10 мы выходим на рабочую скорость — и в путь. Сам цикл состоит из двух половин, двух голосов. Они говорят примерно одно и то же, что-то очень красивое, немножко грустное, и бесконечное. У первой половины пронзительный конец, неудивительно, что фон полностью замирает. В аранжировке в этом месте мелодия уходит не вверх, а вниз — последние две ноты — что по-своему красиво. Затем запевает второй голос. На 0:52 раз-два-три и мы снова едем. Второй голос выше, тоньше. Он не заканчивает свою партию, как первый, его сменяет голос из интро. Тот понижает передачу, сливается в унисон с мотором на фоне, и затем на 1:29 снова запевает первый голос. На 1:32 ударные снова бьют раз-два-три — и мы поехали дальше, по бесконечной дороге. У этой песни есть ещё аранжировка, она ещё сильнее отличается, и она тоже по-своему хороша и заслуживает отдельного внимание, я про неё тоже обязательно расскажу, когда доберусь до первого музыкального диска. Но больше всего я прикипел именно к оригинальной версии. К этим высоким, пронзительным звукам обоих голосов. И к тому, что они рассказывают.

«Мечник с далёкой звезды»/ «Ангел с далёкой звезды»
Самая моя любимая песня в то:хо: после Peaceful Romancer’а. Я люблю её всю, и каждую её часть по отдельности. У каждой части свой главный мотив, и мне нравятся они все. Сколько их всего вообще? 0:00-0:29, 0:30-0:44, 0:45-0:51, 0:52-0:59, 1:00-1:09, 1:10-1:15, 1:16-1:28, 1:29-1:38. Восемь совершенно разных частей. Фоновый низкий, немножко грустный мотив, как будто кто-то поёт «у-у-у». И фоновый высокий, похожий на колокольчики, то появляющийся, то пропадающий, порой играющий отдельно, порой вторящий главной мелодии. Пронзительное вступление, безобразно запоротое в аранжировке. Выставление рабочего темпа на 0:15. Одна из самых сильных частей на 0:30-0:44. Пронзительный момент на 0:48-0:51. Ускорение ударных на 1:00-1:10. Ещё одна пронзительная часть на 1:10-1:14, из одной строки. Переход перед финалом, с ускорением на 1:25-1:28. Колокольчики на 1:15-1:28 — сначала точечные звуки, и потом тоже ускоряющиеся с основной мелодией. И, наконец, финал, из трёх строк. Самый пронзительный, самый сильный. Как на первых двух строках все инструменты играют в унисон. И последняя строка — финал финала. Кульминация. И шесть ударов барабана. Эта песня плохо звучит на повторе. Один цикл — рассказ об одной битве, с началом, основной частью и концом. Сложный, красивый, драматичный, пронзительный. Нарастающий на всём своём протяжении, и заканчивающийся по-настоящему эпично. Как же я люблю эту песню. Касательно переименования, в японском «мечник» и «ангел» звучат похоже, и я встречал в нескольких местах игру слов с этой парой. Название мне больше нравится оригинальное, с «мечником».