Super Adventure Rockman, часть 3
Я не забыл. Я не забыл. Надо закончить говорить об этой странной игре. Я как-то умудрился написать целых две статьи, даже не начав говорить про сюжет. Давайте уже про сюжет.
Дальше — спойлеры
Напоминаю сеттинг Рокмэна: годы 20хх, роботы используются сплошь и рядом, начиная с человекоподобных уборщиков и помощников по хозяйству, к которым относится Ролл и относился Рок до переделки в боевую модель. Доктор Вайли время от времени строит своих или ворует чужих боевых роботов для захвата мира.
Хм, а что если я проснаркаю весь сюжет? Итак: главный суперзлодей у нас это Ра-Мун, который выглядит как черная идеальной кривизны сфера, прилетевшая на Землю 20 тысяч лет назад, куда-то на панамский перешеек. И он себя позиционирует как суперкомпьютер. Ну правильно, у нас тут вселенная про роботов, поэтому из космоса падают тоже сплошь роботы да суперкомпьютеры. Местные неандертальцы, которые потрогали упавшую сферу, стали умными, злыми и кровожадными, и начали драться друг с другом. А ещё они основали цивилизацию и построили огромную пирамиду и посадили Ра-Муна на самый верх. Дальше непонятно. Нам показывают, что в какой-то момент Ра-Мун решил просто зарыться под землю со всей пирамидой. То ли ему надоело, что они все дерутся между собой, то ли ему не понравилось, что они не делают роботов и компьютеры. Непонятно, что случилось потом с его цивилизацией, то ли они друг друга всё-таки доубивали, то ли это он поубивал всех оставшихся, когда зарывался под землю. Кстати, эти сцены с древними человеками напоминают мне о суперкниге. Я в своё время был удивлён, когда узнал, что суперкнига — это тоже аниме.
Едем дальше: в наши дни внезапно вся пирамида с близлежащими руинами вылезает из под земли, наш чёрный шар уже не на вершине, а каким-то образом залез внутрь пирамиды. И нам показывают, как все подлетающие вертолёты взрываются, и рассказывают, что вокруг руин — мощное электромагнитное поле, выводящее из строя всю электронику и двигатели. Насчёт двигателей у меня вопрос, я не силён в физике, но вроде как элм-волнами можно нарушить лишь работу свечей зажигания, а дизели и газотурбины могут работать без проблем. Ну или глохнуть, но уж точно не взрываться. Может, у них там вся техника была переоснащена электроникой, как современные автомобили. Но нам ещё говорят, что сформированная ООН научная группа целый год пыталась добраться до руин и так и не смогла. Раздобыть старой советской техники, ну или хотя бы сделать что-то простое и защищённое никто не смог, да? Пешком сходить тоже не вариант? Ну надо же. И по прошествии года они решили просто…свернуть попытки исследовать руины. Лучшие умы ООН, круто.
Флешфорвард на три года вперёд, дом доктора Лайта, где почему-то живёт ещё и доктор Вайли. Доктор Лайт видит, что поле вокруг руин вроде как растёт, и доктор Вайли вызывается поехать и в одиночку их поисследовать. Мол, доктор Лайт его приютил, простил, и пора бы уже браться за ум и искупать свои грехи перед человечеством. Тот даёт добро, и доктор Вайли добирается до руин сначала на джипе, а когда тот глохнет — пешком, с неработающим компасом, в одиночку. Ну надо же, какая пощёчина научной группе ООН. Хотя, надо отдать должное, этот старикашка не лыком шит. В главной пирамиде внезапно работает налобный фонарик, а потом и ноутбук. К — значит консистентность! Вайли очень быстро падает в комнату с шаром, причём сцена падения прекрасно нарисована и озвучена.
Дальше у нас происходит культурный контакт: доктор Вайли достаёт ноутбук, а Ра-Мун оплетает тот своими щупальцами-проводами, подключается и считывает с него всю информацию. Эффектно и круто, и очень впечатляет детей, на уровне «взлом компьтера при помощи присоски на экран монитора», и я сам такое тоже очень люблю. Потом Ра-Мун просто из воздуха создаёт всех роботов доктора Вайли из второй и третьей частей серии, по чертежам с ноутбука. Доктор Вайли берёт из ранца карточки этих роботов и всех их запускает. Прикольно, что он эти карточки потащил с собой в поход — никогда не знаешь, когда снова представится возможность заново отстроить своих роботов и ещё раз попытаться завоевать мир. И ну надо же, как раз такой случай и представляется — Ра-Мун говорит, что будет подчиняться доктору Вайли и поможет ему. Созданием остальных роботов-мобов из воздуха, постановкой элм-волн и ещё чем придётся. И что будет делать наш вставший вроде как на путь искупления гениальный учёный Альберт Вайли? Догадываетесь?
Проходит три недели, элм-поле от руин расползается по всей Земле, внезапно Ролл теряет сознание. Наступает слезливая сцена, доктор Лайт сокрушается, что прошляпил момент, когда всё стало плохо, и выдает трагическую тираду, что такими темпами будут безвозвратно уничтожены — видимо, сгорят карточки с записанной программой-личностью — сначала обычные роботы, типа Ролл, потом и боевые роботы типа Рокмэна, а потом и все люди-животные тоже помрут. Ролл подключают к системе искусственного жизнеобеспечения для роботов, в стеклянной капсуле, но говорят, что она всё равно долго не протянет. Потом внезапно на всех телевизорах появляется — сюрприз-сюрприз — доктор Вайли со своим объявлением об очередной попытке захватить мир, и требует чтобы все сдались за 2 недели. Все всё понимают, и доктор Лайт маринует Рокмэна-и-компанию в рассоле. Это вроде как специальное покрытие, чтобы можно было побегать в самом сердце руин без проблем. А раньше значит помочь ООНу с этим рассолом было некак, да? Гениальный же ты учёный, доктор Лайт. И кстати, Ролл что, уже поздно мариновать, да? Ну здорово. Остальные роботы доктора Лайта, из первой части серии, отправятся следом за Рокмэном, как только их тоже промаринуют.
Ну и всё, Рокмэн, со своим верным робопсом Рашем и робоптицей Бит летят в Южную Америку. Доктор Лайт говорит, что разбросает откуда-то с орбиты ящики с подмогой. Причём подмога будет в основном выглядеть как карточки с информацией о роботах доктора Вайли, с подсказками, как их уничтожить. Вот это вот «Бабблмэн уничтожается пилами Металмэна» в пятисотый раз. Что, нельзя было это записать на одну карточку? Нельзя было сразу со старта ему всё это дать скачать? Более того, при виде ящиков Рокмэн будет включать режим идиота, с улыбкой до ушей и дурацким «О, айтембокс!», и бросаться за ними. В одной из сцен, где Рокмэн держится за край обрыва одними руками, он замечает очередной ящик и тут же, не думая, тянется и хватает его одной рукой и, разумеется, снова падает в пропасть. Вершина гениальности.
Касательно робот-мастеров доктора Вайли в мультиках — обидно, что большая часть из них просто появляется, говорит «ща я тебя уделаю», или просто «погнали, Рокмэн», и сразу начинается бой. Некоторые ещё могут отвесить пару тумаков, чисто анимационных, без возможности уклониться и без траты здоровья. Полноценное экранное время есть только у Квикмэна с Садо Шэдоумэном в конце первого эпизода, есть немножко Вудмэна в начале второго, Джеминимэна в конце второго, да и всё пожалуй. Ужасно слезливая сцена с Квикмэном, где он сначала вдоволь избивает Рокмэна, ударившегося в пацифизм, а потом жертвует собой, спасая его, и Рокмэн ещё потом хоронит того, как человека. Кстати, в конце игры в пирамиде Квикмэн снова появится с остальными, починенными/отстроенными заново. Всё-таки карточки с (оружием) личностью робот-мастера — одна из лучших вещей, что показала эта игра, больше я такого не видел во вселенной Рокмэна. После победы Рокмэн берёт карточку поверженного врага и вставляет её в слот на руке. Видеть это — сплошное наслаждение, особенно после сложного боя. Правда, Вудмэн страшно ругается, что Рокмэн уничтожил карточку Шэдоумэна, и таким образом «убил» его друга навсегда, и клянётся отомстить, и в конце в пирамиде мы не видим Шэдоумэна с остальными. Это крайне странно и не вписывается во вселенную Рокмэна; убивать какого-то робот-мастера насовсем — это перебор. Втройне странно, что в начале второго эпизода мы стартуем с оружием Шэдоумэна, как если бы взяли карточку. Косяки, косяки. Анимационная команда уж слишком была оторвана как от игровой, так и от лоровой.
К третьему диску аниматорам надоело делать сцены при поражении. Поэтому в третьем эпизоде, при поражении от 4 робот-мастеров, когда друзья спасают Рокмэна и утаскивают его куда-нибудь, где он может прийти в себя, они больше не дают ему монологи о том, что «враг силён, надо перегруппироваться дома, в родной лаборатории», они оставляют Рокмэна на птицу-помощника, которая просто проигрывает одно и то же записанное сообщение от доктора Лайта, с призывами сдаться. Досадно. И таки да, каждый раз, когда мы будем выбирать сдаться, или просто вернуться домой на перегруппировку, мы будем получать геймовер. А геймовер тут нарисован со вкусом. Показывают, как мы вернулись в лабораторию доктора Лайта, у лежащей в капсуле Ролл падает рука — она «померла», доктор Лайт с Рокмэном обнимаются и плачут, доктор Вайли злобно хохочет, а вся планета становится красной, а потом и серой. Жуть просто. Жутких моментов, кстати, немало. Например, флотилия вертолётов ООН, летящая остановить доктора Вайли, вся взрывается на подлёте к пирамиде. Показывают пилота, который что-то пытается проорать в рацию, перед тем как его вертолёт взорвётся. Или, например, поражение в битве с робот-мастером в конце эпизода: Шедоумэн в первом, Джеминимэн во втором, Ра-тор (предпоследний босс) в третьем. Рокмэна взрывают за кадром, с особой жестокостью. Или, например, показана обстановка на планете, когда всё электричество выключено: безлюдные улицы, брошенные машины, люди, собранные в каких-то общественных зданиях, обязательно с кричащими младенцами на фоне. Я понимаю, почему эту игру так критиковали за излишнюю мрачность.
Ближе к концу игры будет момент, когда доктор Вайли свяжется с нами в виде голограммы, посмеяться над нашими жалкими попытками его остановить. И когда Рокмэн попытается ему сказать, что если элм-волны не остановятся, то всё погибнет, связь внезапно оборвётся. А за связь отвечает как раз Ра-Мун, большой чёрный шар. Или момент, когда ООН после неудачного раша вертолётами решит сдасться, а их капитуляцию никто доктору Вайли не передаст, и волны будут только усиливаться. Окей, мы добираемся до логова доктора Вайли. Причём добираемся связанными. Доктор Вайли отстроил заново всех робот-мастеров (кроме Шедоумэна, плак-плак). Связанный Рокмэн говорит уже в лицо злому доктору, что тут что-то не так и кто-то пытается зажарить всю землю в огромной микроволновке. Тот не верит, психует и приказывает всем убить Рокмэна. И тут главный злодей просыпается! Вместо того, чтобы дать убить Рокмэна, он почему-то стреляет в робот-мастеров, говорит, что он главный злодей, хочет всех убить на планете, чтобы потом создавать идеальных роботов. Ну что тут сказать, мотивация, цели, способы достижения целей — всё прописано на высшем уровне. Образцовый суперзлодей для детей.
Окей, самостоятельно убивать наш чёрный шар никого не будет, он просто отдаст приказ предфинальному боссу, которого они на пару с доктором Вайли создавали весь второй эпизод. Новый робот-мастер, бессловесный, разукрашенный в чёрное с золотым, сильнее и быстрее всех робот-мастеров доктора Вайли, и звать его Ра-Тор. И он конечно же в одиночку уделывает всех робот-мастеров в комнате, и готовится убить и самого доктора Вайли, но тут в бой вступает Рокмэн, которого втихаря освободила пара роботов. Ну что, Ра-Мун, ты уже жалеешь, что не дал убить Рокмэна? Гениально. Но за идею, что «злые» робот-мастеры в финальной битве помогают Рокмэну, сценарная команда получает часть очков обратно.
Отдельный приз стоит выдать за дизайн финального босса. Т.е. когда мы еле-еле уложили предфинального, Ра-Мун достаёт из секретного шкафа ещё одного. Угадай, кого? Жёлтый Дьявол, только разукрашенный в тот же чёрный с золотым, в стиле древней цивилизации, и которого решено было назвать…Новый Желтый Дьявол. Ра-Мун это ещё как-то оправдывает, что нашёл чертежи Жёлтого Дьявола у Вайли на ноуте. Если тот факт, что для создания своего самого ультимативного оружия инопланетный суперкомпьютер взял чертежи доктора Вайли, при том что он регулярно повторяет, что ненавидит и презирает земных роботов за их ущербность, мы проглотить можем. А вот как объяснить барельефы этого Желтого Дьявола на древних постройках в руинах, вроде тех ворот в конце первого/начале второго диска? Аниматоры и художники, конечно, молодцы. Но тут у нас жирнейшая логическая несостыковка. Про барельефы никто объяснять не будет, они просто есть, и это типа красиво. Такие дела.
Чтобы увидеть лучшую сцену в этом аниме, надо проиграть один раз финальному боссу, а потом выбрать «верить в любовь». Нам показывают мультик, как робот-мастеры доктора Вайли все вместе помогают Рокмэну, закрывают его собой от атак врага, дают ему последние остатки энергии, чтобы он мог снова вступить в бой, и сам доктор Вайли помогает Рокмэну советом. И в итоге Рокмэн эффектно стреляет Новому Жёлтому Дьяволу в лицо и выносит его одним выстрелом, и всё это под прекрасную музыку. Но после этого нас снова ждёт бой с врагом, которому ни жизней не сняли, ни атаки не порезали, никаких дебаффов, ничего. Такое ощущение, будто между аниме и игрой лежит огромная пропасть. Больше той расщелины во второй части. Это печально.
В конце Ра-Мун падает с проводов и взрывается, вся пирамида тоже взрывается, во всём мире включается электричество, Ролл «выздоравливает», Рокмэн с друзьями празднует победу, доктор Вайли улетает в закат с обещанием отомстить, и все дружно над ним хохочут. Хэппи-энд нарисован замечательно. Ну ещё бы, после таких-то мрачных концов света, которые я смотрел все три части при каждом поражении.
Я явно не успеваю закончить говорить про эту игру в три статьи. Я хочу ещё потрещать за геймплей, и за всё, что я ещё забыл и хотел упомянуть. Поэтому будет четвёртая статья. Увидимся там.